Италия начала снимать карантин 4 мая. Начала, потому что это смягчение было совсем относительным. Можно было только выйти на улицу и в маске. Нельзя было выехать за город, не говоря уже о поездке по стране. Собираться группами нельзя. В парк с детьми можно, но на качели нельзя. Но, конечно, люди очень устали, и запретов не слушали. Качели обносили лентой несколько раз, парки патрулировала полиция, но люди обрывали ленты. На тот момент число заболевших в Ломбардии еще росло.
Казалось бы, более двух месяцев в полной изоляции. На улицу можно было только с собакой или в магазин. Откуда рост заболевших и столько умерших? Если в России смертность составляет менее 1%, то в Италии она достигла 14%. И возрастная статистика отличается от того, что происходит в России и в других странах. Конечно, есть вероятность, что вирус действительно мутирует и в каждой стране приобретает свою специфику, стойкость и силу. Нельзя забывать и о роли МВФ, по рекомендации которого европейские страны на протяжении последних 10 лет активно снижали финансирование медицины. Но есть и объективные местные факторы, о которых хотелось бы упомянуть.
Как мы помним, "первого пациента" с коронавирусом выявили 21 февраля. И с того дня начался отсчет увеличения количества заболевших, а потом и умерших. Вернее, начался забор проб на вирус и круг заболевших стал стремительно расти. А потом стремительно начали умирать пожилые люди.
Все мы уже знаем, что основная специфика данного вируса заключается в том, что он очень легко передается по воздуху или путем механического попадания на слизистую, с последующим проникновением в легкие. Часто вызывает в них тяжелую стадию пневмонии, вынуждая перекладывать пациента в реанимацию на вентиляцию легких.
Именно повышенная необходимость в койко-местах в реанимациях и наличие аппаратов ИВЛ, вернее их отсутствие, и стали первой причиной такого высокого показателя смертности в Италии. Вернее, если быть точными, такого высокого уровня смертности в Ломбардии. И хотелось бы отметить, что это самый зажиточный и развитый регион Республики. Но есть одно "но".
Италия, очень специфическая страна. С очень специфической политической конъюнктурой внутри и отношением между регионами. Единение в самой Италии такое же шаткое, как и единение в Евросоюзе, при возникновении проблем каждый сам за себя. В первую очередь, это связано с историей страны. Ведь объединение итальянских королевств в единую республику произошло всего лишь в конце 19-го века. А до этого они активно воевали между собой и боролись за власть. Да-да, именно королевств. До объединения Италии в 1861 году, она была разделена на 2 королевства и несколько герцогств. А северо-восток вообще принадлежал Австрийской Империи. Потом была гражданская война из-за попытки понять, кто будет править балом. Промышленный север победил некогда богатый сельскохозяйственный юг. Последний обнищал и данная ситуация до сих пор не очень изменилась. Север стал неким "аристократом", ненавидящим "простолюдин" с юга. До сих пор они не очень любят друг друга. Отсюда и все разногласия.
Ломбардию, которая находится на севере, возглавляет член партии Lega Nord (Лига Севера). Партия, которая с большим снобизмом относится ко всему, что приходит с юга, в том числе к рекомендациям Рима. И если по основной части Италии худо-бедно, но пытаются прийти к общим стандартам здравоохранения, то в Ломбардии ставку сделали на частную медицину, которая должна приносить доход в казну региона. А акцент у частной клиники идет на обследование, а не на госпитализацию. И цены, я вам скажу, на медицину здесь ну уж очень не маленькие. А чтобы записаться на "бесплатный" прием (вы всё равно заплатите, но стоить это будет раз в 10 меньше), вам нужно будет отстоять очередь в несколько недель, а то и месяцев. Вспомним, что в Америке столкнулись с той же проблемой недостатка мест в реанимации и аппаратах ИВЛ как раз по той же причине, там акцент идет на частные платные клиники, и страховка там очень дорогая. Отсюда и столько умерших.
Когда я узнала о специфике системы здравоохранения в Италии (вернее в Ломбардии), я сразу вспомнила нашу российскую реформу. Вернее то, к чему нас пытаются привести. Если раньше можно было просто пойти к врачу при наличии жалобы, то теперь нужно записываться, и иногда ожидание занимает длительное время. Нет времени, идите в платное отделение. А мы ещё стремимся приблизиться к Европе. Скорее от неё нужно убегать в этом плане.
Но вернемся к Ломбардии. Именно данная специфика здравоохранения в регионе, вернее отсутствие достаточного количества муниципальных клиник, которые в отличии от частных должны обладать достаточным количеством мест в реанимации, а соответственно и системой вентилирования легких, стала Дамокловым мечом. Когда количество тяжело больных вышло из под контроля, вернее превысило количество коек в больнице, а потом уже и мест в коридорах больницы и даже мест на газоне около больницы (людей укладывали на землю, укрывая термо-фольгой), больных перестали привозить в больницы. Они оставались дома и потихоньку умирали без медицинской помощи с риском заразить близких. Особо везучих отправляли в другие регионы, даже на самый юг - в Сицилию. А кого-то решили разместить в домах престарелых. Что же пропадать свободным койкам, тем более что там был мед персонал. И вот последнее как раз и увеличило статистику смертности среди пожилых людей. Они повально начали умирать. К сожалению, данный факт преступной халатности властей региона стал известен слишком поздно, когда изменить уже ничего нельзя было. И именно со всем этим связана такая большая разница между количеством заболевших и умерших в Ломбардии и остальной Италии.
А что же было с теми, кто остались дома одни без наблюдения? Вы думаете, что в Италии такой же контроль как и в России? Я еще помню, как российскую ругали власть за особо жесткие меры по введению самоизоляции и контроля. Хотя, по сравнению с Италией, там не так всё жестко. Так вот, в Италии нет волонтёров. Доставка продуктов дала сбой в самом начале карантина, она не работала или надо было очень долго ждать. И те больные, кто остался дома, выходили за продуктами. Стояли в очереди. И не всегда соблюдали дистанцию. Отсюда и рост заболевших более чем 2 месяца спустя. К тому же, в Италии не делают тесты в таком количестве, как делают в России. Поэтому, по факту, количество носителей вируса, с очень высокой вероятностью, здесь гораздо выше, чем показывает официальная статистика. Ведь многие являются просто носителями без каких-либо признаков, при этом способны заражать других.
Как показали последние исследования, наличие антител к вирусу было обнаружено в крови доноров задолго до начала общей февральской паники. И самых первых заразившихся сейчас находят чуть ли не в декабре. А значит, официальная статистика очень неточна.
18 мая Италия ввела еще дополнительные послабления: открыли магазины, бары, рестораны работают только на вынос, но можно поставить столики на улице. Можно выехать за пределы города. За пределы региона можно будет выехать с 3 июня, но это не точно для особо опасных зон как Ломбардия. За пределы страны пока не очень понятно когда выпустят.
Многий бизнес терпит большие убытки, кто-то обанкротился, кто-то закрылся. У людей нет денег, потребительский спрос упал. Кто-то потерял работу. Падение в экономике ожидается на 10%. Для Европы это очень много. Увеличение бедных в стране с 3 млн (5% от населения), до 6,5 млн (более 10%). При этом, из-за страха перед вирусом, из тюрем отпустили 366 особо опасных заключенных. Кто-то был приговорён к пожизненному, кто-то был связан с мафией. То есть риски экономические и социальные выросли в разы, а по факту с вирусом так и не справились. Да, мы обязаны ходить в масках. В магазинах проверяют температуру при входе. На открытых рынках зачем-то создают очереди из ожидающих, перестраховываются. Но при этом, молодежь общается группами и без масок. Взрослые в масках, но их дети бегают и играют вместе без масок, не соблюдая дистанции. А значит, как говорят немецкие врачи, стоит ожидать второй и третьей волны. И пусть теперь есть опыт и ИВЛ, количество мест в больницах увеличили, как и количество антител в крови населения. Но риски заболеть, особенно для старшего поколения, сохраняются. Правильно бы было, как в Китае, пересидеть до последнего больного, но это Италия. Здесь и с дисциплиной хуже, и с экономикой. Остается лишь надеяться, что скоро этот всемирный ужас закончится.
Желаю вам не болеть и соблюдать самодисциплину!