Все мы знаем о том, что на просторах интернета развелось очень много мошенников. Торговая площадка «Авито» не исключение. Расскажу историю о том, как я чуть было не стала жертвой мошенников. А началось все банально просто: мне нужен был недорогой гаджет, поэтому я решила посмотреть предложения на «Авито». После того, как нашла привлекательное для себя предложение, начала переписку с продавцом. В его профиле было много завершенных объявлений и несколько активных (гаджет, пара детских вещей и комнатное растение) – самый обычный заурядный продавец, поэтому ничто не предвещало беды. В моем случае необходима была доставка, поскольку продавец находился в Москве, а я в области. Обычно я всегда ездила сама, чтобы иметь личный контакт с продавцом и не получит кота в мешке, но самоизоляция и «ходячий вирус» отбили всякую охоту ехать в Москву. Так вот, я спросила у продавца, может ли он отправить товар в мой город, на что он ответил практически сразу, что без проблем. Я предложила воспользоваться Авито-доставкой, продавец согласился, отметив при этом, что ничего про этот сервис не знает, никогда раньше им не пользовался. Я произвела оплату, и мне пришло подтверждение. Прежде чем использовать сервис доставки, я изучила порядок и знала, что продавцу должно было прийти сообщение, что покупатель оплатил товар, который продавец должен отправить в течение пары-тройки дней, сообщив в пункте приема пришедший код на доставку. Поэтому после того, как мне пришло подтверждение, я спросила у продавца, пришло ли ему оповещение с кодом, на что он ответил отрицательно. Немного подождав, я еще раз поинтересовалась насчет оповещения, продавец ответил, что ничего не пришло, и предложил отправить посылку своими силами через тот же сервис Boxberry либо Почтой России, раз на сайте Авито какая-то непроходимость. Я согласилась, отменила доставку, деньги моментально вернулись мне на счет. После чего продавец попросил у меня адрес отправления, индекс, номер телефона и зачем-то адрес моей электронной почты (якобы на него придет письмо с подтверждением о доставке). Хочу отметить, что сервис Авито не дает в переписке указывать адрес электронки, выдавая предупреждение, что так действуют обычно мошенники. Я сообщила об этом продавцу, он попросил написать электронку ему на Ватсап, потому что служба доставки якобы все равно запрашивает адрес электронки и не дает составить накладную без этих данных (знаю, что некоторые сервисы доставки дают возможность составить документы на отправление не выходя из дома, и потом с готовой бумажкой просто прийти в офис доставки и сдать посылку). Я заскринила адрес электронной почты и отправила в переписку на Авито, так как служба поддержки Авито предупреждает, что не следует переходить в другие мессенджеры с продавцами, такие переписки сложно отследить , если вдруг продавец является нерадивым. После чего продавец сказал, что смог дооформить доставку и в ближайшее время отнесет товар в пункт приема. При этом никакой оплаты он не требовал. Спустя час мне приходит сообщение от продавца, что товар он оставил в пункте приема с указанием, что товар он отправил по Авито-доставке со ссылкой на свое объявление, и мне на электронку должно прийти сообщение с подтверждением. Однако ничего не пришло. Продавец сказал, что письмо может уйти сразу в «Спам» и нужно смотреть там (какой продвинутый продавец, я только потом это поняла). И действительно, спустя несколько минут в папке «Спам» появилось сообщение от AVITO.RU. Только вот обычно от Авито приходят письма с разноцветной иконкой на аватаре, а тут просто буква «А» на оранжевом фоне. Я спросила у продавца, не приходило ли ему какое-то письмо и, если да, то какая информация в нем содержалась. Тот ответил, что пришло письмо от Авито, где были указаны его паспортные данные и адрес доставки. Я посмотрела содержание моего письма, в нем было написано: «НОВЫЙ ЗАКАЗ. Avito доставит товар. Перейти к оформлению.»
А дальше началось самое интересное. После перехода по ссылке, я оказалась на странице Авито, где должна была указать свои ФИО и адрес доставки, плюс указывалась стоимость доставки. Плюс на этой странице была ссылка на «мое» объявление, при переходе по которой открывалось само приложение «Авито», поэтому сомнения относительно оригинальности письма отпали.
После заполнения всех данных появилась иконка подтверждения, при нажатии на которую я была направлена на страницу оплаты. Она была полностью идентична той, где я производила оплату ранее при оформлении заказа непосредственно через приложение «Авито». Единственное, что меня как-то смутило – стоимость доставки тут была дешевле рублей на сто, и вылезла какая-то комиссия за перевод. Я подумала, что такая разница может быть связана с тем, что продавец отправлял посылку «в ручном режиме», поэтому продолжила транзакцию. Как только я ввела код подтверждения, мне тут же раздался звонок с номера «900», где робот-оператор сообщил мне, что произошла подозрительная транзакция с моей карты, очень похожая на действия мошенников, поэтому Сбербанк отменил платеж и заблокировал мою банковскую карту. Чтобы подтвердить платеж и разблокировать карту, нужно подтвердить транзакцию оператору, при этом карта разблокируется, и если я уверена в своих действиях, я могу повторить данную операцию снова и банк ее блокировать больше не будет. О том, что произошло, продавцу я не сообщила, в то время как он периодически спрашивал меня не пришло ли письмо. На мой отрицательный ответ, он сказал, что позвонит в Boxberry и узнает. Я отговаривать не стала, потому что интересно было, что ему там ответят. Позже он сообщил мне, что связался с доставкой, где ему сказали, что письмо мне дошло, я пыталась произвести оплату, но что-то там не получилось. Это вызвало у меня улыбку, и я сказала продавцу как есть: да, письмо пришло, да, пыталась оплатить, но Сбербанк заблокировал мою карту, так как посчитал, что меня пытаются обмануть мошенники. Продавец искренне удивился и спросил: «Что тогда, забирать товар из доставки?» На что я ответила, что есть другие способы отправки товара, например Почта России или СДЭК, при этом продавец сказал, что без оплаты мною хотя бы половины стоимости товар отправлять не будет, а наложенным платежом тем более. Заранее догадываясь о том, что меня снова пытаются развести, я подыграла, спросив реквизиты банковской карты, куда могу перечислить деньги в качестве предоплаты. Спустя долгих 10 минут ожидания номер карты мне был прислан, при проверке мной было установлено, что данная карта виртуальная – Visa Киви Банк, для открытия которой достаточно только номера мобильного телефона (а, как известно, от таких добра не жди). Убедившись в своих предположениях, я написала продавцу, что так как мою карту заблокировали, я пока не могу произвести платеж, возможно позже. А сама написала в службу поддержки Авито. Там пообещали разобраться, и спустя несколько часов пришел ответ: «Вы правильно сделали, что засомневались. Обычно такие письма присылают злоумышленники, чтобы обманом получить ваши данные и деньги. Они подделывают наш сайт и убеждают оформить заказ через него – а в итоге оплата отправляется обманщику напрямую. Мы проверили профиль этого пользователя. Вы были правы – он нарушает наши правила, поэтому мы заблокировали его аккаунт».
Итак, предугадывая возможные комментарии о том, что я сама себя подставила, что такая глупая и т.п., хочу добавить, что:
1. В моем городе и близлежащих городах такого гаджета не было, поэтому выбор пал именно на Москву.
2. Ранее Авито-доставкой я никогда не пользовалась, поэтому для меня все было новым, странным и непонятным. Именно поэтому, когда продавец сказал, что никаких сообщений не приходит (в течение минут 40) и предложил отправить товар что называется «в ручном режиме», я согласилась, поскольку думала, что доставка будет либо наложенным платежом, либо продавец предъявит мне сразу счет за гаджет+доставку. (При этом я предлагала ему предоплату, от чего он отказался).
3. Насчет адреса электронной почты… После предупреждения службы поддержки Авито о том, что не стоит сообщать адрес электронки, я загуглила в интернете как выглядит бланк отправки «Boxberry», там не было обязательной графы с почтой, достаточно было только номера телефона. Поэтому до последнего в переписке старалась вопрос с почтой замять. Однако спросить сразу, какой службой доставки продавец отправляет заказ, не догадалась, каюсь, мой косяк.
4. Когда продавец сказал, что отправил службой Boxberry и привязал отправление к своему объявлению, я засомневалась, как такое возможно и возможно ли. Но так как в интернете по этому поводу нет никакой информации, проверить на тот момент не могла и решила, что, наверное, так действительно можно (должны же как-то добропорядочные продавцы подстраховываться).
5. Прежде чем производить оплату по письму, которое мне пришло от «левого» Авито на электронку, надо было не в самом письме ссылки проверять, а сразу посмотреть на логин отправителя. Я сделала это только после блокировки карты (noreply@hdcjifvjhxcv.online). Согласна, сглупила, но просто не ожидала никаких подвохов, ведь по ссылкам перебрасывало на официальное приложение Авито.
Подводя итоги вышесказанному, хочу сказать, что данную статью я написала только с целью проинформировать других людей о подобном способе мошенничества, поскольку когда я сама пыталась найти хоть какую-то информацию на просторах интернета, где были бы описаны ситуации, подобные моей, я нашла только одну, и то очень отдаленно похожую на мой случай. Будьте, пожалуйста, внимательны и не думайте, что с вами такого не произойдет никогда, поскольку вы умнее и грамотнее других. Мошенники сейчас тоже не глупы, и каждый раз их способы обмана становятся все изощреннее.
Берегите себя и своих близких. Всех благ!