Найти тему

Авито-доставка. Мошенники.

Все мы знаем о том, что на просторах интернета развелось очень много мошенников. Торговая площадка «Авито» не исключение. Расскажу историю о том, как я чуть было не стала жертвой мошенников. А началось все банально просто: мне нужен был недорогой гаджет, поэтому я решила посмотреть предложения на «Авито». После того, как нашла привлекательное для себя предложение, начала переписку с продавцом. В его профиле было много завершенных объявлений и несколько активных (гаджет, пара детских вещей и комнатное растение) – самый обычный заурядный продавец, поэтому ничто не предвещало беды. В моем случае необходима была доставка, поскольку продавец находился в Москве, а я в области. Обычно я всегда ездила сама, чтобы иметь личный контакт с продавцом и не получит кота в мешке, но самоизоляция и «ходячий вирус» отбили всякую охоту ехать в Москву. Так вот, я спросила у продавца, может ли он отправить товар в мой город, на что он ответил практически сразу, что без проблем. Я предложила воспользоваться Авито-доставкой, продавец согласился, отметив при этом, что ничего про этот сервис не знает, никогда раньше им не пользовался. Я произвела оплату, и мне пришло подтверждение. Прежде чем использовать сервис доставки, я изучила порядок и знала, что продавцу должно было прийти сообщение, что покупатель оплатил товар, который продавец должен отправить в течение пары-тройки дней, сообщив в пункте приема пришедший код на доставку. Поэтому после того, как мне пришло подтверждение, я спросила у продавца, пришло ли ему оповещение с кодом, на что он ответил отрицательно. Немного подождав, я еще раз поинтересовалась насчет оповещения, продавец ответил, что ничего не пришло, и предложил отправить посылку своими силами через тот же сервис Boxberry либо Почтой России, раз на сайте Авито какая-то непроходимость. Я согласилась, отменила доставку, деньги моментально вернулись мне на счет. После чего продавец попросил у меня адрес отправления, индекс, номер телефона и зачем-то адрес моей электронной почты (якобы на него придет письмо с подтверждением о доставке). Хочу отметить, что сервис Авито не дает в переписке указывать адрес электронки, выдавая предупреждение, что так действуют обычно мошенники. Я сообщила об этом продавцу, он попросил написать электронку ему на Ватсап, потому что служба доставки якобы все равно запрашивает адрес электронки и не дает составить накладную без этих данных (знаю, что некоторые сервисы доставки дают возможность составить документы на отправление не выходя из дома, и потом с готовой бумажкой просто прийти в офис доставки и сдать посылку). Я заскринила адрес электронной почты и отправила в переписку на Авито, так как служба поддержки Авито предупреждает, что не следует переходить в другие мессенджеры с продавцами, такие переписки сложно отследить , если вдруг продавец является нерадивым. После чего продавец сказал, что смог дооформить доставку и в ближайшее время отнесет товар в пункт приема. При этом никакой оплаты он не требовал. Спустя час мне приходит сообщение от продавца, что товар он оставил в пункте приема с указанием, что товар он отправил по Авито-доставке со ссылкой на свое объявление, и мне на электронку должно прийти сообщение с подтверждением. Однако ничего не пришло. Продавец сказал, что письмо может уйти сразу в «Спам» и нужно смотреть там (какой продвинутый продавец, я только потом это поняла). И действительно, спустя несколько минут в папке «Спам» появилось сообщение от AVITO.RU. Только вот обычно от Авито приходят письма с разноцветной иконкой на аватаре, а тут просто буква «А» на оранжевом фоне. Я спросила у продавца, не приходило ли ему какое-то письмо и, если да, то какая информация в нем содержалась. Тот ответил, что пришло письмо от Авито, где были указаны его паспортные данные и адрес доставки. Я посмотрела содержание моего письма, в нем было написано: «НОВЫЙ ЗАКАЗ. Avito доставит товар. Перейти к оформлению.»

А дальше началось самое интересное. После перехода по ссылке, я оказалась на странице Авито, где должна была указать свои ФИО и адрес доставки, плюс указывалась стоимость доставки. Плюс на этой странице была ссылка на «мое» объявление, при переходе по которой открывалось само приложение «Авито», поэтому сомнения относительно оригинальности письма отпали.

-2

После заполнения всех данных появилась иконка подтверждения, при нажатии на которую я была направлена на страницу оплаты. Она была полностью идентична той, где я производила оплату ранее при оформлении заказа непосредственно через приложение «Авито». Единственное, что меня как-то смутило – стоимость доставки тут была дешевле рублей на сто, и вылезла какая-то комиссия за перевод. Я подумала, что такая разница может быть связана с тем, что продавец отправлял посылку «в ручном режиме», поэтому продолжила транзакцию. Как только я ввела код подтверждения, мне тут же раздался звонок с номера «900», где робот-оператор сообщил мне, что произошла подозрительная транзакция с моей карты, очень похожая на действия мошенников, поэтому Сбербанк отменил платеж и заблокировал мою банковскую карту. Чтобы подтвердить платеж и разблокировать карту, нужно подтвердить транзакцию оператору, при этом карта разблокируется, и если я уверена в своих действиях, я могу повторить данную операцию снова и банк ее блокировать больше не будет. О том, что произошло, продавцу я не сообщила, в то время как он периодически спрашивал меня не пришло ли письмо. На мой отрицательный ответ, он сказал, что позвонит в Boxberry и узнает. Я отговаривать не стала, потому что интересно было, что ему там ответят. Позже он сообщил мне, что связался с доставкой, где ему сказали, что письмо мне дошло, я пыталась произвести оплату, но что-то там не получилось. Это вызвало у меня улыбку, и я сказала продавцу как есть: да, письмо пришло, да, пыталась оплатить, но Сбербанк заблокировал мою карту, так как посчитал, что меня пытаются обмануть мошенники. Продавец искренне удивился и спросил: «Что тогда, забирать товар из доставки?» На что я ответила, что есть другие способы отправки товара, например Почта России или СДЭК, при этом продавец сказал, что без оплаты мною хотя бы половины стоимости товар отправлять не будет, а наложенным платежом тем более. Заранее догадываясь о том, что меня снова пытаются развести, я подыграла, спросив реквизиты банковской карты, куда могу перечислить деньги в качестве предоплаты. Спустя долгих 10 минут ожидания номер карты мне был прислан, при проверке мной было установлено, что данная карта виртуальная – Visa Киви Банк, для открытия которой достаточно только номера мобильного телефона (а, как известно, от таких добра не жди). Убедившись в своих предположениях, я написала продавцу, что так как мою карту заблокировали, я пока не могу произвести платеж, возможно позже. А сама написала в службу поддержки Авито. Там пообещали разобраться, и спустя несколько часов пришел ответ: «Вы правильно сделали, что засомневались. Обычно такие письма присылают злоумышленники, чтобы обманом получить ваши данные и деньги. Они подделывают наш сайт и убеждают оформить заказ через него – а в итоге оплата отправляется обманщику напрямую. Мы проверили профиль этого пользователя. Вы были правы – он нарушает наши правила, поэтому мы заблокировали его аккаунт».

Итак, предугадывая возможные комментарии о том, что я сама себя подставила, что такая глупая и т.п., хочу добавить, что:

1. В моем городе и близлежащих городах такого гаджета не было, поэтому выбор пал именно на Москву.

2. Ранее Авито-доставкой я никогда не пользовалась, поэтому для меня все было новым, странным и непонятным. Именно поэтому, когда продавец сказал, что никаких сообщений не приходит (в течение минут 40) и предложил отправить товар что называется «в ручном режиме», я согласилась, поскольку думала, что доставка будет либо наложенным платежом, либо продавец предъявит мне сразу счет за гаджет+доставку. (При этом я предлагала ему предоплату, от чего он отказался).

3. Насчет адреса электронной почты… После предупреждения службы поддержки Авито о том, что не стоит сообщать адрес электронки, я загуглила в интернете как выглядит бланк отправки «Boxberry», там не было обязательной графы с почтой, достаточно было только номера телефона. Поэтому до последнего в переписке старалась вопрос с почтой замять. Однако спросить сразу, какой службой доставки продавец отправляет заказ, не догадалась, каюсь, мой косяк.

4. Когда продавец сказал, что отправил службой Boxberry и привязал отправление к своему объявлению, я засомневалась, как такое возможно и возможно ли. Но так как в интернете по этому поводу нет никакой информации, проверить на тот момент не могла и решила, что, наверное, так действительно можно (должны же как-то добропорядочные продавцы подстраховываться).

5. Прежде чем производить оплату по письму, которое мне пришло от «левого» Авито на электронку, надо было не в самом письме ссылки проверять, а сразу посмотреть на логин отправителя. Я сделала это только после блокировки карты (noreply@hdcjifvjhxcv.online). Согласна, сглупила, но просто не ожидала никаких подвохов, ведь по ссылкам перебрасывало на официальное приложение Авито.

Подводя итоги вышесказанному, хочу сказать, что данную статью я написала только с целью проинформировать других людей о подобном способе мошенничества, поскольку когда я сама пыталась найти хоть какую-то информацию на просторах интернета, где были бы описаны ситуации, подобные моей, я нашла только одну, и то очень отдаленно похожую на мой случай. Будьте, пожалуйста, внимательны и не думайте, что с вами такого не произойдет никогда, поскольку вы умнее и грамотнее других. Мошенники сейчас тоже не глупы, и каждый раз их способы обмана становятся все изощреннее.

Берегите себя и своих близких. Всех благ!