В рубрике "Цена Победы".
В 1940 г. в состав Балтийского морского пароходства вошли два грузопассажирских турбоэлектрохода, построенные в Амстердаме, – «Иосиф Сталин» и «Вячеслав Молотов», водоизмещением 7500 т. Они предназначались для обслуживания линии Ленинград – Лондон, принимая на борт 512 пассажиров. В начале войны турбоэлектроходы были мобилизованы и вошли в состав КБФ в качестве военных транспортов № 509 «Вячеслав Молотов» и № 521 «Иосиф Сталин».
Военный транспорт «Иосиф Сталин» перешёл в Кронштадт. 7 августа 1941-го года, возвращаясь из Таллина с раненными, "Вячеслав Молотов" подорвался на мине. К счастью, его смогли отбуксировать в Ленинград, где он пережил блокаду, а после войны был отправлен на ремонт в Амстердам. А «Иосиф Сталин» участвовал в заключительном этапе эвакуации гарнизона советской военно-морской базы Ханко.
Каноническая, хрестоматийная версия (из википедии):
В ночь со 2 на 3 декабря 1941 года лайнер вышел из Ханко, имея на борту 5589 военнослужащих Красной Армии (в каютах, рассчитанных на трёх человек, размещали целый взвод). Следовал в Кронштадт в составе конвоя, включавшего: эсминцы «Стойкий» (флагман) и «Славный», 5 тральщиков, катер ЯМБ, семь катеров морских охотников и четыре торпедных катера.
В 01:14 во время прохождения немецкого минного заграждения северо-западнее о. Найссар, при перемене курса по сигналу «Стойкого», «Иосиф Сталин» вышел из протраленной полосы и подорвался последовательно на трёх минах. Получил значительные повреждения: повредило корму, разрушило трюм № 3. С 03:25 спасательная операция находилась под обстрелом финской береговой батареи Макилуото. От попадания 12-дюймового снаряда (по другим данным — от подрыва на 4-й мине, подсечённой тралом и всплывшей) произошла детонация боеприпасов на транспорте. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам морской охраны, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего судна и поднять из воды 1740 человек. Дальнейшая спасательная операция была отменена.
В военно-морском флоте принято подразделять катастрофы и аварии (мирного времени), в зависимости от причин, на группы: навигационные, связанные с управлением (так называемые "командирские") и технические. В трагедии турбоэлектрохода "Иосиф Сталин" сыграли свою роль все три группы причин. Конечно, здесь имело место противодействие противника, но он было все-так скорее пассивным (историю про попадание финского снаряда, вызвавшего детонацию перевозимых боеприпасов, надо отложить до получения подтверждения или хотя бы аналогичного случая). Навигационные причины. Современным морякам, избалованным РЛС и GPS, трудно представить, что большую часть маршрута между Гогландом и Ханко приходилось проходить исключительно по счислению. Последним за Гогландом ориентиром был корпус затонувшего к северу от острова Мохни танкера No 11, а на подходах к Ханко можно было наблюдать маяк Юссаре, но переходы планировались на ночное время поздней осенью (правда в ночь на 20 ноября финские маяки горели, но особо рассчитывать на это не следовало). Даже небольшие отклонения от установленных маршрутов приводили к попаданию кораблей на непротраленные участки многочисленных минных заграждений. Несмотря на явный "голод на ориентиры", никаких особых мер по развертыванию сети хотя бы временных стационарных и плавучих знаков принято не было (это уже не говоря о том, что, как всегда, не ограждались кромки протраленной полосы). Говорить о соображениях скрытности не стоит - 2 декабря под флагом командующего эскадрой вышел последний отряд кораблей. Скрывать больше было нечего. Так же никак не проявилось творческое начало - не было попыток использовать какие-либо пусть и экспериментальные средства навигационного оборудования - радиотехнические, гидроакустические, звуковые... Такие средства разрабатывались, а все нучно-технические силы гидрографии уже были сосредоточены в Ленинграде. Кроме того, при плавании по счислению важнейшее значение приобретает точный учет дрейфа и сноса течением (в данном случае - ветровым). Военные штурманы с некоторым пренебрежением относятся к гражданским судоводителям, которые такими тонкостями иногда пренебрегают, да и оборудование у них было попроще. Но нет сведений, что штурманская служба Балтийского флота организовала какую-то помощь судоводителям турбоэлектрохода (его комсостав по сути был гражданским, даже если кого-то и призвали из запаса с присвоением военных званий) и прикомандировала на переход своих представителей. На "Сталине" эвакуировались гидрографы с Ханко, но они не имели нужного опыта кораблевождения - тут был бы очень ценен опыт крупных кораблей эскадры - крейсеров и линкоров (тут можно вспомнить о том, что при переходе из Таллина однотипного "В. Молотова" 11 августа советы капитану о том как избавиться от мины, застрявшей в параванном охранителе, давали командир эсминца и командир конвоя, и не было для этого специалиста минно-тральной службы, прикомандированного непосредственно на транспорт). Все сказанное привело к пусть и незначительному, но отклонению от намеченного маршрута и к попаданию на заграждение "И-57" в невыгодных условиях под углом встречи около 30 градусов. И вот тут сработали причины второй группы. И опять же сыграл свою роль угол дрейфа. При следовании точно в кильватер переднему мателоту - эсминцу "Стойкий" "И. Сталин" (на котором, кстати плохо умели ходить в строях и ордерах - тоже не хватало помощи от военных моряков) уже при дрейфе в 4-5 градусов мог выйти из протраленной полосы.
И достаточно полно разобранная "командирская ошибка" - это неправильное построение ордера отряда, когда следом за тральщиками шёл флагманский эсминец, а не транспорт (наиболее ценный объект охранения). Дальнейшие события известны - в параванах транспорта, медленно поворачивающего влево, чтобы выйти в протраленную полосу, последовательно взорвались две мины. Судно не пострадало, но продолжило разворот влево, так как на нем был заклинен руль. Здесь "вступают в действие" причины третей группы - технические. Никакого фактического заклинивания не было - от сотрясения, вызванного близкими взрывами выбило электрические автоматы управления рулём. Судя по тому, что одержать судно работой машин враздрай не пытались, могли также отключиться моторные или генераторные автоматы, а также "сброситься" быстрозапорные клапаны главных и вспомогательных генераторов. В любом случае, уже через 5 минут после первого взрыва турбоэлектроход выкатился за левую кромку протраленной полосы и подорвался кормой на мине, получив тяжёлые повреждения. Видимо, оторвало и гребные винты, и руль. А ведь об отключении электрических автоматов при близких взрывах было известно достаточно хорошо - был опыт однотипного "В. Молотова", госпитальных судов "А. Жданов" и "Сибирь", а также минного заградителя "Урал" (в прошлом грузо-пассажирский теплоход "Ф. Дзержинский"). На "Урале" нашли и способ справится с проблемой - выставление постоянной вахты у наиболее ответственных выключателей. Вот только "Урал" был боевым кораблем и его электромеханическая часть превышала по численности гражданский штат. На "И. Сталине" могло просто не хватить людей для несения дополнительной вахты. Неясно также были ли механики транспортов проинформированы о проблеме и способе ее решения. В любом случае, тут видна вина технического управления флота. Именно там должны были проанализировать боевой опыт, дать соответствующие рекомендации и, опять же, прикомандировать в помощь нужное количество специалистов. В конце концов весь Балтийский флот сосредоточился в Кронштадте и людей можно было бы найти. Дальнейшая трагедия "И. Сталина" - это опять же "командирские" ошибки командира отряда вице-адмирала В.П. Дрозда. О них написано уже много (отметим, что трагическая гибель Валентина Петровича 29.01.43 г., препятствует более жёстким оценкам его флотоводческой деятельности, в отличие от адмирала В.Ф. Трибуца, например). Добавлю ещё, что командир отряда явно пренебрёг непосредственным спасательным обеспечением перехода (спасательный отряд на о-ве Гогланд находился слишком далеко от места трагедии). Возможно следовало включить в состав отряда канонерскую лодку "Лайне", которая шла с Ханко без пассажиров (хотя ей и пришлось бы иногда идти полным ходом). Находясь в составе четвёртой тихоходной группы она приняла на борт 20 человек с погибшего сторожевого корабля "Вирсайтис" и еще около 500 человек было пересажено с канонерской лодки "Волга". К сожалению, подобного "резерва" рядом с "И. Сталиным" не оказалось. В целом, можно сказать, что переход отряда кораблей и транспорта "И. Сталин" не был должным образом подготовлен и обеспечен. Все делалось с каким-то странным расчетом на "авось", хотя обстановка и опыт предыдущих переходов не давали основания для такого оптимизма. Время для подготовки было и специалистов в Кронштадте было более чем достаточно... Но кто-то подошел формально, кто-то не додумал, не принял в расчёт, кого-то заела текучка. И вместо приложения всех сил (а также знаний и опыта!) для успешного завершения эвакуации Ханко всё получилось как всегда. Вслед за А.В. Платоновым повторю "Вот за это и обидно"!
Википедия: После ухода кораблей охранения судно, осев в воду по палубу, прекратило погружаться и с 3 по 5 декабря 1941 года дрейфовало к мысу Лохусалу на побережье Эстонии. По утверждению командира отряда торпедных катеров А. Г. Свердлова, 5 декабря командиром охраны водного района Гогланда И. Г. Святовым был отдан приказ о торпедировании дрейфующего лайнера силами двух торпедных катеров. На этапе исполнения приказ был отменён.
Оставшиеся в живых военнослужащие и члены экипажа судна (по оценке всего около 3000 человек, точное количество неизвестно) были эвакуированы немецкими кораблями и взяты в плен.
12 декабря 1941 года управление 8-й отдельной стрелковой бригады, чей личный состав перевозился на судне, сообщило Военному совету Ленинградского фронта, что на судне погибли 1816 военнослужащих бригады. Общие же потери оценивались примерно в 2200 человек. Указывалось, что все они утонули.
Капитан транспорта Н. С. Степанов, покинувший судно последним, попал в плен и работал в Tаллинском порту — пилил там дрова. Через связных он передавал на советскую сторону данные о движении немецких судов и грузов. Расстрелян НКВД в 1944 году после прихода в Таллин советских войск.
Наверное нужно ещё упомянуть, что финская батарея Макилуото была вооружена русскими 12-дюймовыми (305-мм) орудиями, вывезенными в Финляндию после Октябрьской революции.