Говорят, что война – это не место для женщин, но на самой страшной войне двадцатого века множество совсем юных девчонок всем сердцем хотели защищать свою Родину и воевали наравне с мужчинами.
Во время Великой Отечественной войны девушкам пришлось стать солдатами. Они не только спасали и перевязывали раненых бойцов, но и сами шли в бой. Стреляли из снайперских винтовок, управляли самолётами и подрывали мосты. Ходили в разведку и брали в плен языка. Женщины убивали. Они убивали врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на их Родину, на их дома, на их семьи. Они шли к победе плечо к плечу с мужчинами. Часто больные, не выспавшиеся, грязные, плохо одетые и голодные… Но всё-таки дошли. Победили!
Женские воспоминания о том тяжёлом времени не всегда трагичны. Многие истории несут в себе надежду, любовь и свет. Они заставляют нас, молодых девчонок, прочувствовать ту эпоху и взглянуть по-другому на свою современную спокойную жизнь.
Сердце, которое не умеет ненавидеть
Екатерина Михайловна в военное время работала в столовой. Она вспоминает, как зимой 44-го года мимо её войсковой части вели вереницу пленных немецких солдат. Мороз был настолько крепким, что замертво падали птицы, а солдаты были одеты в потрёпанные шинели с намотанными кусками рваных одеял на головах. Юная Катя везла на тачке в столовую хлеб и с презрением рассматривала остатки когда-то смелых фашистских захватчиков, вероломно вторгшихся на территорию её страны.
Неожиданно девушка обратила внимание на одного солдата, совсем ещё мальчишку, который, не отводя глаз, жадно смотрел на свежий хлеб. Выглядел он ужасно. Ещё молодое лицо было потрёпанно тяжёлой войной, а на впалых щеках блестели замёрзшие слёзы. Рука Екатерины непроизвольно потянулась к буханке, отломила от неё огромный кусок и протянула дрожащему парню.
Он вцепился в хлеб, но по его лицу было видно, что он не верит в этот щедрый поступок. Катя тоже удивилась себе и продолжала смотреть в след уходившему строю пленных солдат. Она ощущала, что где-то в глубине души девичье сердце сжалось при виде голодных замёрзших людей. Девушка не чувствовала ненависти к ним. Она была счастлива. Счастлива, что не может ненавидеть. И тогда Катя первый раз, как попала на фронт, заплакала…
Самое страшное на войне – это не смерть
Вера Сафроновна была рядовым солдатом. Когда журналистка спросила её, что для неё было самое страшное на войне, она неожиданно рассмеялась и ответила: «Самое страшное – это не смерть, а носить на себе мужское нижнее бельё. Некрасиво, смешно и нелепо. Не хотелось умирать за Родину в мужских широченных и длинных сатиновых панталонах. Носили их все десять девчонок нашего отряда. Круглый год в течение четырёх лет. Ничего другого просто не было. Переодели нас только при переходе через польскую границу. Тогда мы впервые увидели настоящие бюстгальтеры и женское бельё». Вера Сафроновна хотела повеселить этим журналистку, но та почему-то расплакалась...
Девочка и война
Надежда Васильевна во время войны была санинструктором пулемётной роты. Пришла на фронт совсем юной девчонкой, а первую медаль получила за то, что поднялась на поле боя, когда по команде командира «В атаку!» никто из мужчин не встал. Тогда она вскочила во весь рост, сняла шапку и бросилась вперёд под шквальный огонь. Солдаты увидели её переливающиеся на солнце длинные русые косы и тут же помчались за ней с криками «Ура!»
Всю войну девушка мечтала всего о трёх вещах: проехать в тёплом автобусе вместо грязного сырого окопа; съесть целый ароматный хрустящий батон и выспаться на белоснежных накрахмаленных простынях...
«В мир приходит женщина, чтобы мир спасти»