Найти в Дзене
Интервьюер

Владимир Познер о том, как переехал в Советский Союз и о тоске по Штатам

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

В 1962 году действительно исполнилось 10 лет с того момента,

когда я приехал впервые в Советский Союз.

И должен вам сказать, что к этому времени я страшно скучал по Соединенным Штатам.

Вот эта вот скука - впервые я ее почувствовал… Нет! Не скука, а тоска.

Я ее чувствовал в первый раз в 57-м году еще,

когда был Всемирный фестиваль студентов и молодежи в Москве. И была американская делегация.

Даже не делегация, а группа, потому что они все спорили между собой.

Разные взгляды были - то ли носить флаг, то ли не носить флаг.

Но все-таки довольно большая группа американцев.

Я оказался среди них, и я понял, что это мои люди. Что это вот из моего дома.

Неважно, согласен с кем-то, не согласен, но они мне совершенно родные. Они мне понятные.

Я очень тосковал по Америке. И когда я узнал, что приезжает Бенни Гудмен,

то испытал разные чувства. Дело в том, что я вообще очень увлекался джазом с самого детства.

У меня няня была, домработница в Нью-Йорке, черная, звали ее Джулия Барнс.

Я ее обожал совершенно. И когда я был маленький еще совсем, ну мне было 9, 10, 11 лет,

она по уикендам брала меня с собой домой, в Гарлем. Родители мои не возражали.

У нее было семеро сыновей, и все они были музыкантами. Все они были в джазе.

И благодаря этому я вообще увидел живьем таких людей, что сегодня даже трудно мне поверить.

Но их я видел, когда мало кто их вообще знал.

Даже вот, например, Чарли Паркера, когда он только, вообще-то говоря, набирал силу.

Я страшно увлекался джазом. У меня была колоссальная, да и сейчас очень большая, коллекция.

Но для меня джаз, это были, все-таки, черные. К белым я относился скептически.

Но Бенни Гудмен-то ведь белый, и я всегда считал, что это слишком гладкая,

слишком такая красивая музыка. Нет в ней вот этого драйва.

Нет того, что Дюк Эллингтон говорил о джазе. Поэтому наверняка, если бы я жил в Нью-Йорке,

я бы не пошел на джаз Бенни Гудмена. Не пошел бы! Но тут-то, после десяти лет...

Я не выездной совершенно, меня никуда не выпускают, но это уже другая история, правда…

И - Бенни Гудмен!

Ну, конечно же, я все сделал, чтобы попасть на его концерт в Москве. Вообще говоря, я плакал.

Он напомнил мне все. И моя, конечно, реакция была совсем не такой, как у всех остальных.

Для других - нормальных советских людей, скажем, с другой биографией...

Ну, были любители джаза, для которых Бенни Гудмен - это король, это легенда!

И они получали колоссальное удовольствие. Но того эмоционального состояния, в котором был я…

Они, конечно не могли быть в этом состоянии. Они же родились, выросли в Советском Союзе.

Для них это было все другое.

Так что описать мое состояние трудно. И радость, и печаль, и тоска.

Потому что я понимал, что меня никогда не выпустят. И никогда больше я не смогу приехать

в мой любимый город Нью-Йорк. Вот… Так что для меня, конечно, вот этот приезд, это был не джаз.

Дело не в джазе было. Я и сейчас к Бенни Гудмену отношусь очень спокойно с точки зрения джаза.

Там не было свинга, понимаете? Вот то, что говорил Дюк Эллингтон:

"If it ain't got no swing, it don't meat a thing" - Если нет там свинга, то это пусто.

И, конечно, у Бенни Гудмена не было вот этого.

Но для меня это было просто какое-то возвращение, что ли.