Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний.
К. Д. Ушинский
Мир ещё не знает, но он уже перевернулся. Думаю, вы согласитесь, то, что казалось невозможным десять лет назад, сейчас мы активно используем и применяем. Ведь многие функции, которые раньше выполняли люди, теперь осуществляет техника, электроника. В этом есть как положительные стороны, так и отрицательное влияние. В этом бешеном ритме затихает что-то очень важное и ценное!
Сравнивая современного ребенка и образ ребенка, которого в своих сочинениях описывали Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, я наблюдаю значительные отличия, хотя и общего тоже много: желание ощущать себя взрослыми, свободными, самостоятельными. Но дети настоящего стали всё чаще отказываться от живого общения, покоряя инновационные достижения. Мы осознаем, что инструмент не может быть хорошим или плохим.
В любом случае все технические новшества стремительно находят своих пользователей. Ученым и педагогам важно задуматься о том, как научить детей жить в мире постоянного технического прогресса, чтобы современные инновации несли пользу, а не вред детской психике и развитию.
Важно, чтобы ребёнок получал опыт пользования с любым новым предметом. Для этого необходимо присутствие взрослого, наставника, которому он доверяет, наша задача - изучить содержание лучше, чем дети. Мы обязаны знать, что им нравится: передачи, мультики, игры. Важно стимулировать ребенка рассуждать, объяснять, почему ему симпатичен тот герой, чем его заинтересовало новое приложение.
Где преобладает общение – там нет привязанности к мультикам, гаджетам! Мы, взрослые, сами решаем, кто будет воспитывать наших детей. Экран, где очень часто происходит подмена ценностей, или взрослый, который помогает понять содержание, донести до ребёнка, где добро или зло, что главная победа - над самим собой.
Ни для кого не секрет, чем больше изобретений, тем стремительней растет уровень детей, которые имеют задержку в речевом развитии. Проблема нашего времени – примитивность и бедность речи. Родители и педагоги отмечают, что в настоящее время дети часто изъясняются криками и жестами, кто-то предпочитает молчать лишь потому, что речь, исходящая с экрана, не становится своей, а остаётся для них малоосмысленным набором чужих звуков.
У ребёнка есть определённый период, когда он активно развивается, формируется речь, а из-за неконтролируемого информационного потока у детей возникает недостаточность общения с матерью, в итоге возникают проблемы, приводящие к неусвоению программы обучения в детском саду и школе.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики. Чтобы ребёнок свободно выражал свои мысли, умел вести диалог как со взрослым, так и со сверстником, я нахожусь в постоянном поиске направлений, цепляясь за каждый эффективный метод, форму работы как с детьми, так и с семьями воспитанников. Развитие речевого творчества напрямую влияет на формирование речевой культуры дошкольника. Взаимодействуя с детьми, стараюсь сделать так, чтобы ребёнок отступил от образцов и стереотипов, мог экспериментировать со словами в своих высказываниях!
Наше открытие с детьми - игры-импровизации, которые я отмечаю приоритетным методом в формировании целостной «речевой картины». Создание творческих речевых рассказов, детских песенок собственного сочинения, сказок, словесных игр, интервью, передача с детьми по сюжету любимых мультфильмов, кукольных и цирковых представлений, репортажей, ток-шоу, при использовании специального современного оборудования, например, микрофонов, диктофонов, гаджетов, селфи-палки и камер – этот уникальный метод позволяет детям раскрепоститься, чувствовать себя ребёнком «идущим в ногу со временем»!
Если дети любят смотреть телевизоры, мультфильмы, различные передачи, то почему бы не начать вовлекать детей в игры, которые передадут суть тех же самых передач, компьютерных игр. Осознала, что необходимо менять условия для всестороннего развития детей, использовать в работе с ними современные технологии, понимать их интересы. Чувствуешь свою значимость, когда у детей появляются заметные улучшения в речевой культуре, обогащается словарный запас, наблюдается желание говорить, мыслить, высказывать своё мнение, быть услышанным!
В нашей профессии встречаются разные дети, не похожие друг на друга: активные и робкие, разговорчивые и молчаливые, открытые и замкнутые. Для меня очень важно, чтобы не только я видела лучшее в ребенке, но и они сами учились замечать свою уникальность, свой рост, развитие, научились сравнивать себя не со сверстниками, а с самим собой. Наблюдаю за ними и вижу, как мои воспитанники растут, умнеют, становятся интересными собеседниками. Дети умеют удивлять. В них живёт любознательный наблюдатель, упорный экспериментатор, способный художник, который чутко реагирует на всё, что происходит в окружающем его мире. У каждого из них есть свой особый мир, своя проблема, которую нельзя не принимать, а нужно помочь её преодолеть.