Найти тему
Интересные истории

История обезьян.

Оглавление

Часть 2.

Кунсткамеры и кланы.

Но откуда взялась эта мода на рисование обезьян? По словам Берта Шеперса, ведущего эксперта по голландскому нижнему белью, вряд ли это было единственной причиной. Скорее это была комбинация разных факторов. Два из них, как часто говорят, были особенно важны. Во-первых, это появление kunstkamer - буквально, «комната искусства», но, возможно, лучше переводится как «кабинет любопытства». Хотя его точное происхождение до сих пор обсуждается, оно вступило в силу в конце 16-го века и было особенно популярно среди богатых Антверпена. Как заметил немецкий художник Габриэль Кальтемаркт в 1587 году, три кунсткамера должны были содержать три вещи: любопытные предметы из-за рубежа, артефакты странных животных (когти, рога, бивни нарвала, чучела крокодилов и т. Д. ) И - что крайне важно - произведения искусства. Они могут быть на любую тему, пока это возбуждает воображение или щекочет юмор. Жанровые сцены, «галерея картин», пейзажи, натюрморты и интерьеры были популярны. Но белье - которое сочетало в себе проницательное наблюдение за природой с острым умом - идеально подходило для особых требований таких комнат.

Обезьяны, одетые как солдаты, играющие в карты. Дэвид Тенирс Младший. https://www.meisterdrucke.uk/fine-art-prints/David-Teniers-the-Younger/86154/Monkeys-dressed-as-soldiers-playing-cards-and-carousing-.html
Обезьяны, одетые как солдаты, играющие в карты. Дэвид Тенирс Младший. https://www.meisterdrucke.uk/fine-art-prints/David-Teniers-the-Younger/86154/Monkeys-dressed-as-soldiers-playing-cards-and-carousing-.html

Вторая причина - доминирование определенных художественных семей. В течение конца 16-17 веков узкая группа тесно сплоченных кланов, сосредоточенных в Антверпене, оказывала несоразмерное влияние на развитие голландского искусства. Среди наиболее важных были Ван дер Борхтс, Брейгель, Франкен и Тенирс. Хотя не все их работы пользовались одинаковым успехом, они были настолько известны, что все, что им нравилось, стало модой. То, что они приняли блеск обезьянам, гарантировало успех нижнего белья.

Оскверненное человечество.

Но хотя эти причины могут объяснить популярность нижнего белья после появления The Sleeping Peddler, они не объясняют, что именно зажгло искру - или почему обезьян внезапно поставили на пародические, а не аллегорические или декоративные цели.

Возможно, наиболее правдоподобное объяснение состоит в том, что голландцы начали видеть обезьян по-новому. Когда ван дер Хейден создал свою гравюру, Голландская Республика вступила в период экономического роста; это было вызвано преимущественно торговлей, больше всего с Ост-Индией. После нескольких успешных рейсов в Индию первая голландская экспедиция в Индонезию отплыла в 1595 году; и в 1602 году в Антверпене была основана компания Vereenigde Oostindische Compagnie (VOC или Dutch East India Company). Несмотря на то, что VOC сделал своих акционеров чрезвычайно богатыми, наиболее важным результатом его деятельности было значительное расширение опыт обезьян в голландском народе. В то время как в прошлом они знали только относительно небольшое количество видов из Северной и Западной Африки и - в гораздо меньшей степени - из Америки, они теперь были представлены в потрясающем диапазоне новых сортов. Маленькие, более общительные обезьяны, такие как макаки и лангуры, вызывали огромное любопытство - не в последнюю очередь из-за их интеллекта и способности к подражанию. Вернувшись в Европу натуралистами, моряками и контрабандистами, они стали привычным присутствием. Некоторые содержались как домашние животные, другие в зверинцах. Менее удачливые были куплены уличными музыкантами и вынуждены выступать на улице.

Хотя этого достаточно, чтобы Питер Брейгель Старший и Питер ван дер Хейден начали привлекать в свои сцены больше (восточноазиатских) обезьян, это вызвало художественное воображение, но также вызвало драматический сдвиг в философском отношении к приматам в целом. До 16-го века европейское восприятие животного мира формировалось Библией. В то время как Бог создал человека по Своему образу и подобию, Он создал животных как меньшую, более несовершенную форму жизни. Обезьян, однако, иногда рассматривали как особый случай. Хотя они явно не были людьми, у них было достаточно общих черт с человечеством, чтобы их можно было считать формой человечества, хотя и униженной. В конце концов, как указал фламандский анатом Андреас Везалиус, они имели сильное физиологическое сходство. Они также имели схожие социальные привычки и могли быть обучены вести себя поразительно по-человечески.

Продолжение следует...