Часть 1.
Начиная с настенных росписей в египетских гробницах и заканчивая освещенными рукописями, мы всегда использовали изображения обезьян, чтобы выразить нашу более животную сторону.
В 1562 году гравюра Питера ван дер Хейдена перевернула голландский мир искусства с ног на голову. По образцу картины Питера Брейгеля Старшего она изображала известную народную историю. В центре сцены лежит спящий под деревом. Однако, когда он дремлет, на него нападает отряд обезьян. Небольшие по размеру, но с явно человеческой внешностью, они сталкиваются со всеми видами вреда. Пролистав корзину торговца, некоторые развлекаются с его товарами. Один примеряет пару детских брюк; второй смотрит на свое отражение в зеркале; третья убегает с набором ножей. Другой, сидящий на ветке, играет на флейте, а его друзья танцуют; еще двое устраивают хобби-скачки. Тем временем участники группы мучают самого торговца. Один мочится в своей шляпе; другой ищет гниды в волосах; кто-то крадет из сумочки, висящей на шее; другой держит нос, обнажая дно бедняка.
Морализующие обезьяны
Это был не первый раз, когда обезьяны появились в европейском искусстве. С самых ранних времен они появлялись во всевозможных произведениях искусства - часто как часть морализирующих аллегорий, чтобы добавить декоративных изюминок к другим сценам, или просто ради забавы. Они найдены в настенных росписях египетских гробниц; в минойских фресках на Крите и Акротири; и в римских скульптурах и фризах. Они выглядывают из полей освещенных рукописей и могут даже быть найдены на фасадах готических соборов, таких как Руан. После (нового) открытия Колумбом Нового Света в 1492 году они даже пережили «Ренессанс». В 1523 году Альбрехт Дюрер подготовил для своих друзей-протестантов в Женеве гравюру с изображением труппы танцующих обезьян; а в 1540-45 годах гравер Висентина Никколо Болдрини изготовил гравюру на дереве - вероятно, по проекту Тициана - недавно заново обнаруженного Лаокоона, в котором человеческие фигуры были заменены обезьянами. Сам Брейгель несколько раз изучал обезьян, прежде чем занялся обезьянами «Спящая разносчик», в том числе изображал двух прикованных колобусов в окне, выходящем на порт Антверпена, который обычно считался аллегорией сдержанной страсти.
Но офорт ван дер Хейдена ознаменовал начало чего-то нового. Хотя это было не первое художественное изображение обезьян - или даже первая трактовка сказки «Спящий торговец», его появление ознаменовало начало настоящего увлечения обезьяньим искусством. Голландские коллекционеры требовали картин и офортов. Спрос был настолько велик, что в течение нескольких лет изображения обезьян стали восприниматься как особый жанр, позже известный как «нижнее белье» («игры обезьян»). Изменился способ изображения обезьян. Там, где они ранее использовались в основном в метафорических или декоративных целях, они стали чаще встречаться в пародиях. Одетые в человеческую одежду, совершающие человеческие действия или активно вмешивающиеся в человеческие дела, они использовались для насмешек над аспектами человеческой жизни или конкретными людьми, часто жестоко.
Повальное увлечение обезьяны ван дер Хейдена помогло вдохновить, его подпитывал его современник Питер ван дер Борхт. После создания своей собственной версии «Спящего торговца» он выгравировал серию повседневных сцен, в которых вместо мужчин выступали обезьяны. Больше всего восхищался питомник (c.1585). Изобилующий колючей прихотью, которая должна была стать отличительной чертой более позднего женского белья, это была сатира на знакомых, розоватых изображениях воспитания детей и комичное предупреждение против идеализации самих детей. Однако только поколение спустя потенциал жанра был полностью реализован. В начале 17 века Франс Франкен Младший начал яростную атаку на современные нравы в «Обезьянах на кухне» (1620) и «Обезьянах», играющих в нарды (дата неизвестна); Ян Брейгель Старший заменял довольно грубых, похожих на медведя обезьян ван дер Хейдена тщательно нарисованными портретами, взятыми из жизни; и Ян Брейгель Младший еще больше расширил масштабы обезьяньей сатиры, взяв широкую сторону против тюльпанов (1640). И все же самым талантливым из всех был Давид Тенирс Младший. Зять Яна Брейгеля Старшего, Тенирс сделал нижнее белье своей специальностью, и на таких картинах, как «Страж с обезьянами» (ок. 1633), удалось поднять картины обезьян на новую высоту совершенства.
Продолжение следует...