Молитва для души - тоже самое, что пища для тела. Если питание худое, то жди болезней тела. Если молитвы нет, то жди немощей души и психики. Можно возразить: хорошо, с немощью души ещё могу согласиться, но психика-то здесь причем???
Во время молитвы человеческий мозг переходит в четвёртое функциональное состояние - молитвенное бодрствование, которое не так давно открыл профессор Валерий Слёзин. Молитвенное бодрствование так же необходимо человеческому мозгу, как и остальные три состояния (бодрствование, быстрый сон, короткий сон ), так как, по мнению проф. В. Слёзина, отсутствие хотя бы одного из них приводит к болезням и деградации психики.
Итак день подошёл к концу. Хочется покоя, отдыха и очень не хочется молиться. Тем более читать "длиннющее" вечернее правило. Переборите себя, найдите в себе силы прочесть хотя бы одну молитву, вспомнив, что самый длинный путь начинается с первого шага, и этот путь обязательно приведёт вас к полноценному молитвенному труду, дающему радость, покой душе и чувство гармонии с мирозданием.
Как молиться?
Во всех наставлениях пишут, что молиться надо от всего сердца и от всей души. Долго не мог понять , как этого достичь? Пока не прочитал у одного святого отца Православия простое правило: "Когда молишься отстранись от всех посторонних мыслей, земных забот, дум о хлебе насущном, дум о высоком и низком. Отгони от себя все мысленные образы и видения, воспоминания и сокрушения, приходящие к тебе во время молитвы. Это всё от лукавого. Пусть разум твой слышит только слова молитвы и ничем другим не отвлекается от них и тогда он (разум твой) и всё существо твое будет открыто для общения с Богом."
И такое молитвенное состояние будет первым шагом к молитве сердечной.
Молитва
Почему же эта молитва называется главной среди молитв на сон грядущим? Она взносится к Богу Отцу, которому молился сам Иисус Христос, пребывая на земле в человеческой плоти.
Эта молитва первая, из всех после предначинательных в вечернем молитвенном правиле и посвящена она Богу Отцу:
Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу
Бо́же ве́чный и Царю́ вся́каго созда́ния, сподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти[1], прости́ ми грехи́, я́же сотвори́х[2] в сей день де́лом, сло́вом и помышле́нием, и очи́сти, Го́споди, смире́нную[3] мою́ ду́шу от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И даждь ми, Го́споди, в нощи́ сей сон прейти́ в ми́ре, да воста́в от смире́ннаго ми ло́жа, благоугожду́ пресвято́му и́мени Твоему́[4], во вся дни живота́ моего́[5], и поперу́ борю́щия мя враги́ плотски́я и безпло́тныя[6]. И изба́ви мя, Го́споди, от помышле́ний су́етных, оскверня́ющих мя, и по́хотей лука́вых[7]. Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
[1] Cподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти – сподобивший меня прийти к этому часу (дожить до этого часа).
[2] Яже сотворих – которые (я) сотворил.
[3] Смиренную – здесь в значении сокрушенную, уничиженную.
[4] Даждь ми… в нощи́ сей сон прейти́ в ми́ре, да воста́в от смире́ннаго ми ло́жа, благоугожду́ пресвято́му и́мени Твоему – даруй (дай) мне сон этой ночи провести мирно, спокойно, да, встав с моего смиренного ложа, буду делать благоугодное Тебе (Твоему Пресвятому имени). (Употребление прилагательного смиренный в отношении ложа связано, по-видимому, с тем, что сон здесь рассматривается как образ смерти).
[5] Живота моего – жизни моей.
[6] Поперу́ борю́щия мя враги́ плотски́я и безпло́тныя – (чтобы я) побеждал нападающих на меня врагов – плотских и бесплотных. Речь идет о соответствующих грехах: плотских (таких как чревоугодие, блуд) и бесплотных, т.е. душевных (главные из них: сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость).
[7] Похотей лукавых – от злых, коварных страстей, пожеланий.
P.S. Молитва и пояснения взяты с сайта azbuka.ru
Уважаемые читатели, если статья была вам полезна, прошу:
поставить «лайк» и подписаться на канал;
поделиться статьёй с теми, кому данная публикация пойдёт на пользу! Спаси и сохрани вас Господь Бог!