В этом году настроения Дня Победы не ощущается вообще. Такая крупная дата, но нет привычной предпраздничной суеты вокруг, не перекрывают улицы ради репетиции парада, не украшают здания и скверы... Но мы - не забыли.
Наверное нет такой семьи, которую бы не коснулась Великая Отечественная война. Вот и мой прадед - Чумаков Михаил Григорьевич - сложил свою голову ради мирного неба над головой своих детей и внуков.
Он был убит 14 марта 1943 года в деревне Пургели Себежского района. На тот момент деду Мише было 32-33 года, как мне сейчас. У него оставались жена Антонина (которую все всю жизни звали Таней) и двое маленьких сыновей, Лёня и Петя, мой дедушка, пацан 40-го года рождения.
Михаил Григорьевич был партизаном. В тот день он и еще двое мужчин убегали от немцев, с горки на горку, с горки на горку. Оказались в низине, а их преследователи - наверху. Прадеда ранили в ногу. В окно все это видела его жена. "Прощай, Таня", - махнул он ей рукой и похромал прочь.
Деда Миша не успел добраться до лошадей, что ждали у леса, и укрыться. Добрался до льнахранилища и спрятался там, хотел отлежаться. Но немцы нашли его по следам крови, поставили к стенке и расстреляли...
Дедушка говорит, что отца не давали похоронить около 12 дней. Искали родню, искали партизанскую жену. Спасло прабабушку то, что жила она под фамилией Леонова, а не Чумакова. Вломились в дом, посмотрели ее метрику и... не тронули.
Моему деду недавно исполнилось 80 лет, а он до сих пор с содроганием в голосе вспоминает, как немцы пришли в деревню, а они с мамой и братом прятались рядом в болоте. Видели, как не успевших сбежать людей согнали в один дом и подожгли. Тех, кто выпрыгивал в окна и двери, расстреливали на месте. А еще помнит тележки, запряженные собаками...
Страшное время, ужасный период, закончившейся 75 лет назад. Но мы должны о нем помнить.