Поучаствовала намедни в дискуссии о воспитании детей. Конкретно: почему в одной и той же семье, в одинаковых условиях и при одинаковых методах воспитания, вырастают совершенно разные люди? К единому мнению так и не пришли. У меня есть по теме история из жизни моей многолетней подруги.
Так получилось, что Света воспитывала своих дочек-двойняшек одна – муж трагически погиб, когда девчонкам было 6 лет. С самого раннего детства девчонки были абсолютно не похожи ни внешне, ни внутренне. Оля – симпатичная пухленькая шатенка, а Лена – высокая длинноногая блондинка. Девчонки по-разному одевались, имели разный темперамент, способности к учебе, круг друзей…Посторонний человек ни за что бы не догадался, что это сестры. В общем, разнообразия в жизни Светлане хватало.
С детства мама решила воспитывать девочек в строгости, не баловать и не сюсюкаться. Свободного времени у сестер практически не было: музыкальная школа (единственная общая их черта – способности к музыке), знаменитый хор и соответствующие гастроли, гимнастика и хореография, учеба в химической спецшколе, да еще обязанности по домашнему хозяйству – Свете же особо хозяйством заниматься некогда было, работала день и ночь.
За всякие детские провинности и плохие оценки мама ругала и наказывала дочерей. На лето отправляла к бабушке в деревню - не только экологически чистых продуктов покушать, но и бабушке-дедушке по хозяйству помочь. В общем, картину детства Оли и Лены я нарисовала довольно насыщенную.
Когда девчонки вступили в сложный подростковый возраст, ничего особенного вроде бы не произошло. Они все так же занимались учебой и разными своими делами, слушались (и побаивались) маму, не курили, не прогуливали. Света практически и не заметила этого «трудного» возраста, а всем приятельницам, жаловавшимся на подростковые «закидоны», говорила: «Надо в строгости детей воспитывать, не баловать их, не разрешать всякую дурь. Найдите им занятие, чтоб времени не оставалось свободного, да еще как следует контролируйте учебу. Вот тогда детям некогда будет свои капризы показывать». В общем, Светка немножко гордилась своими беспроблемными девочками.
К концу одиннадцатого класса расклад был такой: Оля особо звезд с неба не хватала, музыкой как профессией заниматься не хотела, в ВУЗ на бюджет тоже было ей сложно поступить. Мама и определила ей профессию парикмахера и отправила в какой-то соответствующий колледж на ускоренные курсы. Лена же, девочка крайне честолюбивая, шла на медаль и готовилась поступать в Менделеевский, ведь химия – наука успешного будущего. Света чуть успокоилась с определившимися в жизненном пути дочерьми и уехала к маме в деревню, помогать по хозяйству.
Беда пришла, откуда не ждали. Лена неожиданно получила не золотую, а серебряную медаль и срезалась на вступительных экзаменах в Менделеевский, смогла поступить только на вечерний. Света была в шоке, а когда приехала домой, обнаружила пропажу значительной суммы денег. Методом допросов, истерик и угроз было установлено: деньги взяла Лена. Она в какой-то очереди в поликлинике познакомилась с мальчиком, влюбилась, провела с ним все время вступительных экзаменов, а когда ее «принцу» понадобились деньги, ничтоже сумняшеся взяла их из маминой «заначки». Самое ужасное было то, что Лена долго отпиралась от совершенного проступка, а пропажу денег приписывала одной Олиной подружке (как вы помните, круг общения у девочек был разный). Оля была в замешательстве, подружку свою не выгораживала, но и «разборки» с ней устраивать не собиралась. Бедной Светлане пришлось немало пережить, открывая новые черты личности в своих детях и уговаривая родителей «находчивого» мальчика вернуть деньги.
Постепенно все как-то успокоилось. Оля закончила курсы и пошла работать в салон красоты, Лена училась на вечернем. На работу я устроила ее в свою фирму – нам тогда курьер требовался. Прошло еще какое-то время, и выяснилось, что моя протеже мухлюет с курьерскими деньгами и не всегда добросовестно выполняет свою работу. Я, если честно, защищать ее не стала и в служебных расследованиях участвовать отказалась: Лена человек взрослый и должна отвечать за свои поступки сама, а мелкие хищения однозначно подтвердились. В результате Лену уволили по собственному желанию, а Света перестала со мной общаться.
Прошло несколько лет. В силу не относящихся к этой истории обстоятельств мы возобновили свое дружеское общение. И как-то, сидя в кафе, Света рассказывала о своей сегодняшней жизни. Оля работает в салоне, жизнь у нее размеренная, спутника жизни нет, и вообще, ничем девчонка не интересуется и ни к чему не стремится, плывет по течению – смену отработала и на диван, к телевизору. Лена получила в Менделеевском красный диплом, но дома бывает не каждый месяц, с матерью и сестрой практически не общается. У нее своя жизнь. Недавно, правда, отголоски этой «красивой жизни» дошли до Светы: начались звонки из коллекторского агентства с требованиями погасить немаленький кредит.
Я знаю Светку лет тридцать, и мне жаль ее до слез. И еще меня удивляет, как одни и те же условия жизни и методы воспитания по-разному действуют на разных людей.