Мы рассмотрели все виды терцовых аккордов, не забудем и об увеличенных и уменьшенных трезвучиях, о которых упомянули в самом начале лишь вскользь https://zen.yandex.ru/media/id/5ea04b854365d108b6cf9fb5/princip-postroeniia-akkordov-5eaefd486c156322181223f1
Увеличенный аккорд состоит из двух больших терций, Т+4+4, на письме обозначается «aug», от английского augmented, расширенный, увеличенный. Также можно встретить запись С+.
Увеличенные аккорды имеют мажорное наклонение, обладают фантастическим, сказочным, зыбким звучанием и отлично подходят для передачи такого настроения. Примеры использования: К. Дебюсси, «Море»; Г. Берлиоз «Фантастическая симфония»; К. Сенс-Санс, «Аквариум» из цикла «Карнавал Животных». В современной музыке увеличенные трезвучия, благодаря своему «магическому» звучанию, зачастую используются в соответствующих саундтреках, например, в заглавной теме к фильму о Гарри Поттере.
Уменьшенные трезвучия, состоящие из двух малых терций, Т+3+3, обозначаются подписью «dim», от английского diministed, уменьшенный, сокращенный. Иногда обозначается С0. Аккорды dim имеют минорное наклонение.
В составе уменьшенного трезвучия между тоникой и верхним звуком образуется интервал в 6 полутонов, то есть тритон. Благодаря этому аккорды «dim» обладают конфликтным, роковым звучанием. А если добавить к верхнему звуку еще одну малую терцию - это будет малый уменьшенный септаккорд dim7 - то получим еще большее усиление этого эффекта, так как в составе аккорда будет уже два тритона. Примеры использования: Н. А. Римский-Корсаков, «Садко»; начало Патетической сонаты Л. Бетховена.
Завершая краткий обзор аккордов, надо упомянуть и об аккордах с нетерцевым построением. В конце XIX – начале ХХ века многие композиторы экспериментировали со звуком и использовали аккорды, построенные не по терциям, а по квартам. Среди них были М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, представители Новой Венской школы Шенберг, Берг, Веберн. Самый известный пример использования аккордов, построенных по квартам – «Прометей» А.Н. Скрябина.
В современной музыке такие аккорды почти не используются и не имеют буквенного обозначения, однако построить их и послушать, как они звучат, лишним, конечно же, не будет.
Окончательно закрывая краткий обзор аккордов, предлагаю построить-таки аккорд D♯sus2b5/С, с которого начинали серию статей (https://zen.yandex.ru/media/id/5ea04b854365d108b6cf9fb5/vvedenie-5eac1345e5df9626aacc9c79), теория без практики бесполезна.
- Тоника аккорда – D. Нотный состав для аккорда: D F♯ А
- Знак ♯ сразу после тоники аккорда – весь аккорд должен быть смещен на один полутон вверх: D♯ G A♯.
- sus2 – замена третьей ступени аккорда на вторую: G → F.
- b5 – пятая ступень понижена на полтона: A♯ → A.
- И, наконец, указание ноты через слеш в конце записи говорит о том, какую ноту нужно взять в басу.
Итого, получаем нотный состав: C D♯ F A