Найти тему

Диета и физическая активность для улучшения школьной успеваемости у детей с ожирением. Часть 1

Во всем мире широко распространено детское и подростковое ожирение. Для профилактики и лечения ожирения рекомендуется изменение образа жизни в сторону здорового питания, повышение физической активности и уменьшение сидячего образа жизни. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что изменение этих форм здорового образа жизни может благоприятно сказаться на когнитивных функциях и успеваемости в школе у детей и подростков в целом. Существуют различные теоретические механизмы, которые позволяют предположить, что дети и подростки с избытком телесного жира могут извлечь особую пользу из этих мероприятий.

Оценка того, способствуют ли мероприятия, связанные с образом жизни (в области диеты, физической активности, сидячего поведения и поведенческой терапии), улучшению успеваемости в школе, когнитивных функций (например, исполнительных функций) и/или будущих успехов у детей и подростков с ожирением или избыточным весом по сравнению со стандартным уходом, контролем списка ожидания, отсутствием лечения или группой контроля плацебо за вниманием.

В феврале 2017 года был провден поиск по базам данных CENTRAL, MEDLINE и 15 другим базам данных и поиск в двух реестрах испытаний, в справочных списках и в одном журнале с самого начала. Также были получены неопубликованные данные в этой области от исследователей. Были включены рандомизированные и квазирандомизированные контролируемые исследования (РКИ) поведенческих вмешательств для контроля веса у детей и подростков с ожирением или избыточным весом. Были исключены исследования среди детей и подростков с заболеваниями, которые, как известно, влияют на весовой статус, успеваемость в школе и когнитивные функции. Также были исключены результаты, о которых сообщали сами и родители.

Четыре автора рецензий самостоятельно отобрали исследования для включения. Два автора рецензий извлекли данные, оценили качество и риск предвзятости, а также оценили качество фактических данных с использованием подхода GRADE. Была получена дополнительная информация от авторов исследования. Были использованы стандартные методологические процедуры, ожидаемые Кокрейном. Там, где один и тот же результат оценивался по различным типам вмешательства, сообщались стандартизированные размеры эффектов для результатов многоисследовательских анализов, чтобы можно было сравнить эффекты вмешательства по различным типам. Для облегчения интерпретации размера эффекта также сообщалось о средней разнице в размере эффекта для результатов одного исследования.

https://images.unsplash.com/photo-1551782450-17144efb9c50?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1350&q=80
https://images.unsplash.com/photo-1551782450-17144efb9c50?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1350&q=80

Было включено 18 исследований (59 записей) 2384 детей и подростков с ожирением или избыточным весом. Восемь исследований включали вмешательства по физической активности, семь исследований объединяли программы по физической активности со здоровым образом жизни, а три исследования - по диетическому питанию. Было включено пять РКИ и 13 кластерных РКИ. Исследования проводились в 10 различных странах. Два исследования проводились среди детей, посещающих дошкольные учреждения, 11 исследований проводились среди детей младшего/начального школьного возраста, четыре исследования были направлены на подростков, посещающих среднюю/старшую школу, и одно исследование включало детей младшего/начального и среднего/среднего школьного возраста. Количество исследований, включенных по каждому из результатов, было небольшим: до трех исследований по каждому из результатов. Качество данных варьировалось от высокого до очень низкого, и 17 исследований имели высокий риск предвзятости, по крайней мере, по одному пункту. Ни в одном из исследований не сообщалось о потребностях в дополнительной образовательной поддержке и неблагоприятных явлениях.

По сравнению со стандартной практикой, анализ мероприятий, связанных только с физической активностью, позволил получить высококачественные данные, свидетельствующие об улучшении средних показателей когнитивных исполнительных функций. Среднее расхождение (СС) было на 5,00 баллов по шкале выше в группе внеклассных упражнений по сравнению со стандартной практикой (95% доверительный интервал (ДИ) от 0,68 до 9,32; среднее значение по шкале 100, стандартное отклонение 15; 116 детей, 1 исследование).

Продолжение следует…