Нынче отмечается 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Всё дальше от нас те дни страшных испытаний нашего народа, всё меньше остаётся ветеранов, свидетелей тех событий. Да, мы не забываем и никогда не забудем подвиги наших отцов и дедов.
Сколько написано воспоминаний на эту тему, сколько снято фильмов! Порой настолько талантливо снятых, что потрясает до глубины души, проникает в каждую клеточку организма весь ужас войны, всё уродливое и чудовищное естество её, чуждое нормальному человеку.
Никогда не забуду, какой шок я испытала при просмотре фильма Элема Климова "Иди и смотри". Но насколько же ужаснее испытать войну на себе. Я часто об этом задумываюсь и, как большинство человечества, не хочу этого.
Тем не менее война на Земле не прекращается никогда. Иногда она совсем рядом, как сейчас на Украине. Кто-то был там, в местах боевых действий, а кто-то просто общался с беженцами. От этих людей, "понюхавших пороху", исходит особая энергетика. И она впечатляет гораздо больше, чем книги и фильмы о войне. Расскажу об одной встрече, врезавшейся в мою память.
Далёкие 80-е (точно год не запомнила, но самое начало 80-х), г. Ташкент. Иду к стоянке самолёта, в руках сумки с фруктами и овощами. Не зря же ташкентский рейс прозвали "базарным". Стоянка далеко, а ноша тяжёлая. Вдруг кто-то подхватывает мои сумки со словами:
- Позвольте вам помочь, тем более нам по пути.
Молодой человек, одет не в форму, но мы на территории, куда посторонний не может пройти, и я благодарю за помощь.
- Ходил в город, мы недавно прилетели из Афганистана, я военный лётчик.
- Из Афганистана? Что вы там делали?
- Воевал. Вы, конечно, об этом не знаете, но там идёт война. И мы сегодня возвращаемся туда, в этот ад.
Да, он был прав, я не знала про войну и не знал никто, потому что советское правительство очень долго скрывало этот факт от своего народа. Поэтому его сообщение вызвало у меня интерес.
- С кем же вы воюете?
- С моджахедами.
Далее он стал рассказывать про то, как они воюют. Чем дольше он рассказывал, тем громче и возбуждённее становилась его речь.
- Если бы мы воевали только с моджахедами. А то, представляете, женщина залезает на плоскую крышу дома, обкладывается детьми и стреляет в нас! Она знает, что русские никогда не будут стрелять в детей! Вам не понять, что в этот момент чувствуешь!
Постепенно речь этого парня перешла в крик, сумки он бросил на бетон и начал жестикулировать, глаза сделались безумными. Передо мной стоял человек со сломанной психикой. Мне стало страшно.
- Да, мы перед вылетом пьём водку, нам её нелегально доставляют. Иначе никто не выдержал бы!
Я стояла потрясённая. Всё, что он рассказывал, точнее кричал, казалось невероятным, но я не могла не верить ему. Его надо было как-то успокоить. Я подняла сумки с бетона.
- Мы уже почти пришли, спасибо! Глаза парня стали приобретать осмысленное выражение.
- Простите. Я не хотел вас напугать. - Он весь дрожал. - Давайте всё-таки донесу сумки до трапа.
Весь полёт я не могла справиться с волнением, которое передалось мне от моего случайного попутчика. То, что он рассказал мне, требовало выхода. Я взяла блокнот и стала писать. Получилось несколько сумбурное эссе. К сожалению, я его утеряла.
Для чего я сейчас это вспомнила? Мы живём в очень неспокойное время. Пусть война, в которой мы победили 75 лет назад, будет последней на нашей земле. Пусть ничья кровь не прольётся по вине тех, кому это выгодно!