Найти тему
ИнтеллектоR

Кто "удочерил" алхимию: химики, католики или масоны

Оглавление

Упомяните алхимию, и вы, вероятно, вызовете широкий спектр реакций, от откровенного неприятия до энтузиазма. Не все древние науки обладают такой способностью, и стоит взглянуть на случай алхимии более подробно.

«Алхимик» Давида Тенирса Младшего (около 1645 г.). Масло на деревянной панели.
«Алхимик» Давида Тенирса Младшего (около 1645 г.). Масло на деревянной панели.

Современные взгляды на алхимию

Для большинства историков науки бесспорно, что, как и остальная часть средневековой науки, алхимия была вытеснена более поздними попытками познания природы. Это предположение отражено в Оксфордском словаре, где алхимия определяется как «средневековый предшественник химии», а «предтеча» предполагает переход от алхимии к химии.

Алхимик в поисках философского камня (1771) Джозефа Райта.
Алхимик в поисках философского камня (1771) Джозефа Райта.

В то время как словари определяют химию как «область науки, касающуюся свойств и взаимодействий веществ, из которых состоит материя», об алхимии говорится, что «она была связана, в частности, с попытками превратить основные металлы в золото или найти универсальный эликсир».

В истории химии, предназначенной для широкого читателя, это долго было преобладающим тезисом и стереотипом.

Ян Ван дер Страйт. (1523-1605). Дистилляция.
Ян Ван дер Страйт. (1523-1605). Дистилляция.

Другая точка зрения заслуживает отдельного упоминания. Именно эта теория распространена в фольклоре, эзотерике и психологии. Там два слова, которые имеют решающее значение в характеристике алхимии, это «духовность» и «религиозность», а не «материалистическая» химия. Я имею в виду знаменитую книгу Паоло Коэльо, Алхимик (1988), где алхимик помогает главному герою Сантьяго достичь подлинного понимания своей судьбы.

Дэвид Тенирс. Алхимик. 1651 г.
Дэвид Тенирс. Алхимик. 1651 г.

Кроме того, известный психолог Карл Густав Юнг (1875–1961) видел в алхимических текстах и изображениях выражение архетипов человеческой души, что подтверждает идею, что алхимия больше связана с человеческими проблемами, чем с наукой о природе. И справедливо сказать, что идея (частично) духовной и / или религиозной алхимии также отражена в истории химии.

Отношения между алхимией и религией

Многие алхимические трактаты настаивали на том, что для достижения «камня» необходимо прикоснуться к божественной благодати. Выражения «камень философов» и «камень мудрецов» более или менее описывают одну и ту же идею: чтобы стать хорошим алхимиком, вы должны были стать знающим философом или мудрецом.

Мастерская алхимика. (после 1600 - до 1800), Томас Жерар
Мастерская алхимика. (после 1600 - до 1800), Томас Жерар

Кроме того, многие алхимики утверждали, что они получили свои знания о рецепте в сновидениях, как некоторые пророки Ветхого Завета получали откровения во сне. Сам камень может считаться религиозным символом, потому что некоторые алхимики утверждали, что он был частично естественным и частично сверхъестественным или божественным.

Рисунок взят из алхимической книги, написанной в начале 1420-х годов, под названием Aurora consurgens (Восходящая Аврора ).
Рисунок взят из алхимической книги, написанной в начале 1420-х годов, под названием Aurora consurgens (Восходящая Аврора ).

Изображение, представленное выше, передаёт идею о том, что существует аналогия между Святой Троицей и тремя компонентами камня (в антропологических терминах обозначенных как «тело», «душа» и «дух»). Та же идея была высказана примерно столетием ранее в трактате De secretis naturae («О тайнах природы»). Книга приписывается тогдашнему знаменитому францисканскому монаху и врачу Арнальду Виллановскому (ок.1240–1311).

Он проводил следующую аналогию: «Я говорю, что Отец, Сын и Святой Дух - это одно и то же, хотя их три. Так же и с нашим камнем: три - это одно, разные [вещи] - это одно и то же ». Первая часть этого утверждения - определение Святой Троицы, которая стала христианской догмой в 381 году на Первом Константинопольском Соборе.
Витраж с изображением символов Св. Троицы.
Витраж с изображением символов Св. Троицы.

Левая часть изображения Aurora consurgens выходит за рамки трактата, и визуально подкрепляет идею диаграммой, которую многие из её современников не могли не определить как scutum fidei или «щит веры». Его название происходит от христианских апологетов, использующих его в защиту догматов тринитаризма перед лицом еретиков.

Рисунок из книги Василия Валентина «Douze clefs de Saggesse». Дракон символизирует первичную материю, один из кругов очерчивает крылья — летучее, другой — твёрдое; три змеи и треугольник представляют три начала. Всё это заключено в философское яйцо.
Рисунок из книги Василия Валентина «Douze clefs de Saggesse». Дракон символизирует первичную материю, один из кругов очерчивает крылья — летучее, другой — твёрдое; три змеи и треугольник представляют три начала. Всё это заключено в философское яйцо.
Его логика была следующей: хотя и взаимно разные, поскольку «личности», Отец, Сын и Святой Дух (помещенные на вершинах треугольника), тем не менее, являются одной и той же субстанцией в том, что они все являются Богом (в середине треугольника, где срединные линии сходятся).

Чтобы помочь этой идее завоевать популярность, некоторые апологеты добавили аналогию Троицы с градом, дождем и снегом, которые взаимно различны, но все же являются водой.

УЗЕЛ ТРОИЦЫ ИЛИ КОЛЬЦА (ТРИКЕТРА) -  Христиане использовали этот символ как знак Троицы (Отец, Сын и Святой Дух). Очень распространенным представлением символа является круг, который проходит через три взаимосвязанные петли трикетры. Круг подчеркивает единство всей комбинации трех сил. Считается, что он символизирует любовь Бога вокруг Святой Троицы.
УЗЕЛ ТРОИЦЫ ИЛИ КОЛЬЦА (ТРИКЕТРА) - Христиане использовали этот символ как знак Троицы (Отец, Сын и Святой Дух). Очень распространенным представлением символа является круг, который проходит через три взаимосвязанные петли трикетры. Круг подчеркивает единство всей комбинации трех сил. Считается, что он символизирует любовь Бога вокруг Святой Троицы.

После того, как в 1720-х годах «химики» семнадцатого столетия подвергались критике, алхимия средневековья и ренессанса считалась утраченной. Тогда случилось, что «эзотерические общества» (вспомните масонство), которые развивались в тот же период, нашли вдохновение в алхимических текстах и изображениях.

По иронии судьбы, как средневековые алхимики изменили первоначальный смысл религиозных текстов, переосмыслив их с точки зрения человеческой трансформации, так и общества изменили значение алхимических текстов. Так родилась собственно духовная алхимия, и, следовательно, это не средневековая наука, а детище восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Некоторая символика, используемая в масонстве, отражает тему трансмутации масонов - как сделать хорошего человека лучше, путь от ученика к мастеру является частью пути к совершенству и идеалу.
Некоторая символика, используемая в масонстве, отражает тему трансмутации масонов - как сделать хорошего человека лучше, путь от ученика к мастеру является частью пути к совершенству и идеалу.

*****

--------------------------------------------------------------

Интересуетесь средними веками ? Читайте ещё :
Игра полуфинала : венецианские дожи против геев
Средневековые комиксы про детство Иисуса
Был ли феминизм в Средневековье?
Негламурная тема-2: паразиты и церковь."
Смертельные хроники Тёмных невест.
5 неизвестных вам фактов о Средневековье.
Ещё 5 неизвестных вам фактов о Средневековье. Часть 2.
Символы масонства
А ЗДЕСЬ НОВЫЕ, УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И РЕДКИЕ МАТЕРИАЛЫ
---------------------------------------------------------------
Ну вот ты и добрался до конца, магистр - читатель! Или я ошибаюсь? )))
ПОДПИШИСЬ, пожалуйста, на этот канал ИНТЕЛЛЕКТОR и оценивай новые статьи. Спасибо!
Благодарю тех, кто ставит лайки.
Не понравилось, тоже пишите комменты - ругательные. Я читаю и отвечаю.