Упомяните алхимию, и вы, вероятно, вызовете широкий спектр реакций, от откровенного неприятия до энтузиазма. Не все древние науки обладают такой способностью, и стоит взглянуть на случай алхимии более подробно.
Современные взгляды на алхимию
Для большинства историков науки бесспорно, что, как и остальная часть средневековой науки, алхимия была вытеснена более поздними попытками познания природы. Это предположение отражено в Оксфордском словаре, где алхимия определяется как «средневековый предшественник химии», а «предтеча» предполагает переход от алхимии к химии.
В то время как словари определяют химию как «область науки, касающуюся свойств и взаимодействий веществ, из которых состоит материя», об алхимии говорится, что «она была связана, в частности, с попытками превратить основные металлы в золото или найти универсальный эликсир».
В истории химии, предназначенной для широкого читателя, это долго было преобладающим тезисом и стереотипом.
Другая точка зрения заслуживает отдельного упоминания. Именно эта теория распространена в фольклоре, эзотерике и психологии. Там два слова, которые имеют решающее значение в характеристике алхимии, это «духовность» и «религиозность», а не «материалистическая» химия. Я имею в виду знаменитую книгу Паоло Коэльо, Алхимик (1988), где алхимик помогает главному герою Сантьяго достичь подлинного понимания своей судьбы.
Кроме того, известный психолог Карл Густав Юнг (1875–1961) видел в алхимических текстах и изображениях выражение архетипов человеческой души, что подтверждает идею, что алхимия больше связана с человеческими проблемами, чем с наукой о природе. И справедливо сказать, что идея (частично) духовной и / или религиозной алхимии также отражена в истории химии.
Отношения между алхимией и религией
Многие алхимические трактаты настаивали на том, что для достижения «камня» необходимо прикоснуться к божественной благодати. Выражения «камень философов» и «камень мудрецов» более или менее описывают одну и ту же идею: чтобы стать хорошим алхимиком, вы должны были стать знающим философом или мудрецом.
Кроме того, многие алхимики утверждали, что они получили свои знания о рецепте в сновидениях, как некоторые пророки Ветхого Завета получали откровения во сне. Сам камень может считаться религиозным символом, потому что некоторые алхимики утверждали, что он был частично естественным и частично сверхъестественным или божественным.
Изображение, представленное выше, передаёт идею о том, что существует аналогия между Святой Троицей и тремя компонентами камня (в антропологических терминах обозначенных как «тело», «душа» и «дух»). Та же идея была высказана примерно столетием ранее в трактате De secretis naturae («О тайнах природы»). Книга приписывается тогдашнему знаменитому францисканскому монаху и врачу Арнальду Виллановскому (ок.1240–1311).
Он проводил следующую аналогию: «Я говорю, что Отец, Сын и Святой Дух - это одно и то же, хотя их три. Так же и с нашим камнем: три - это одно, разные [вещи] - это одно и то же ». Первая часть этого утверждения - определение Святой Троицы, которая стала христианской догмой в 381 году на Первом Константинопольском Соборе.
Левая часть изображения Aurora consurgens выходит за рамки трактата, и визуально подкрепляет идею диаграммой, которую многие из её современников не могли не определить как scutum fidei или «щит веры». Его название происходит от христианских апологетов, использующих его в защиту догматов тринитаризма перед лицом еретиков.
Его логика была следующей: хотя и взаимно разные, поскольку «личности», Отец, Сын и Святой Дух (помещенные на вершинах треугольника), тем не менее, являются одной и той же субстанцией в том, что они все являются Богом (в середине треугольника, где срединные линии сходятся).
Чтобы помочь этой идее завоевать популярность, некоторые апологеты добавили аналогию Троицы с градом, дождем и снегом, которые взаимно различны, но все же являются водой.
После того, как в 1720-х годах «химики» семнадцатого столетия подвергались критике, алхимия средневековья и ренессанса считалась утраченной. Тогда случилось, что «эзотерические общества» (вспомните масонство), которые развивались в тот же период, нашли вдохновение в алхимических текстах и изображениях.
По иронии судьбы, как средневековые алхимики изменили первоначальный смысл религиозных текстов, переосмыслив их с точки зрения человеческой трансформации, так и общества изменили значение алхимических текстов. Так родилась собственно духовная алхимия, и, следовательно, это не средневековая наука, а детище восемнадцатого и девятнадцатого веков.
*****
--------------------------------------------------------------
Интересуетесь средними веками ? Читайте ещё :
Игра полуфинала : венецианские дожи против геев
Средневековые комиксы про детство Иисуса
Был ли феминизм в Средневековье?
Негламурная тема-2: паразиты и церковь."
Смертельные хроники Тёмных невест.
5 неизвестных вам фактов о Средневековье.
Ещё 5 неизвестных вам фактов о Средневековье. Часть 2.
Символы масонства
А ЗДЕСЬ НОВЫЕ, УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И РЕДКИЕ МАТЕРИАЛЫ
---------------------------------------------------------------
Ну вот ты и добрался до конца, магистр - читатель! Или я ошибаюсь? )))
ПОДПИШИСЬ, пожалуйста, на этот канал ИНТЕЛЛЕКТОR и оценивай новые статьи. Спасибо!
Благодарю тех, кто ставит лайки.
Не понравилось, тоже пишите комменты - ругательные. Я читаю и отвечаю.