Русская поэзия - одна из вершин мировой культуры, это такой же международный бренд, как немецкая философия, испанская музыка, итальянская живопись. Однако особенность текущей культурной ситуации состоит в том, что у русской поэзии сегодня отсутствует массовая аудитория, которая у нее была еще тридцать лет назад. Сегодня русская поэзия, ее традиции, история развития и текущее состояние - это знание, доступное в основном специалистам: профессиональным литераторам или исследователям. В начале 1990-х тиражи «толстых» литературных журналов измерялись миллионами экземпляров, тиражи книг - десятками и сотнями тысяч, сегодняшняя норма тиража для журналов - 1500-3000 экз, для поэтической книги - 100-500 экз. Это достаточно закрытая сфера со своими институтами - премиями, издательствами, СМИ. Этот мир фактически закрыт для обывателя и даже человека, интересующегося происходящим в данной сфере. Он не может сам сориентироваться в обилии имен, его рукописи не примут и не отрецензируют в издательствах и журналах.
На этом фоне часто приходится слышать гипотезы о том, что поэзия более неинтересна людям. Но это не так.
Опрос «Русская поэзия и читатель», в котором приняли 516 читателей поэзии, проведенный в 2019 году журналом Prosodia, выявил три наиболее популярных ответа на вопрос о том, какие потребности читателя удовлетворяет сегодня поэзия. Самый популярный ответ – удовлетворение потребности в сильных эстетических переживаниях – этот вариант ответа выбрали 58% респондентов. Еще 47% выбрали близкий вариант – удовлетворяет потребность в языковой гармонии. Однако этот ответ, в отличие от предыдущего, подчеркивает важность работы с языком. Третий по популярности ответ – поэзия удовлетворяет потребность взглянуть на мир под неожиданным углом – 43% голосов. Важность этого ответа в том, что поэзия помогает увидеть мир под новым, часто неожиданным ракурсом. Итого получаем три слагаемых идеальной поэзии – она вызывает сильное эстетическое переживание, восхищая, с одной стороны, работой с языком, с другой – способом видеть мир.
В ходе опроса назывались и другие потребности, которые способна закрывать поэзия. Например, потребность в самовыражении или культурном общении, потребность в самосовершенствовании или расширении кругозора – однако эти варианты собрали в разы меньше голосов.
Высокая поэзия должна быть доступной, подобно лучшим образцам искусства, которые понятны каждому. Поэзия не может принадлежать литературному сообществу. Потому что сообщество, вырождаясь, занимается не борьбой «по гамбургскому счету», а дележом крох, оставшихся от пирога прошлой эпохи. К поэзии должен быть прямой доступ у тех, кто ее ищет. Она должна присутствовать в тех медиаканалах, которые имеют свою аудиторию. Каналы, которые переключили на себя внимание аудитории, не должны ее лишать того, что всегда было ей необходимо.