Чипирование – популярная нынче тема. Совсем недавно широко обсуждался выпуск «Бесогона», в котором Никита Михалков сообщил, что миллиардер Билл Гейтс под видом вакцинации от коронавируса планирует провести чипирование людей, а одно из российских информационных агентств 5 мая опубликовало новость «В Минпросвещения обсуждают возможность введения подкожных чипов школьникам». О том, как не утратить здравый смысл и устоять под напором бурного информационного потока, размышляет наш обозреватель.
Новость от информагентства
Для начала предлагаю прочитать полный текст уже упомянутой новости. Как принято в таких случаях, орфография и пунктуация агентства сохранены.
В обозримом будущем все российские школьники будут подвергнуты процедуре обязательного чипирования. К такому выводу по итогам круглого стола «Образование будущего» пришли эксперты министерства просвещения. Чиновники пояснили, что мера поможет направить всю энергию и интеллектуальные способности учащихся для усвоения материала и поможет увеличить успеваемость.
«Сегодня очень тяжело объяснить детям необходимость тщательного изучения школьных предметов, особенно в ситуации, когда рядом много соблазнов. Качество досуга становится все лучше. Фактически педагогическая наука зашла в тупик. Было бы неплохо проследить за детьми при помощи чипов, мы планируем заложить в устройство программу распорядка дня. Она сможет отрегулировать каждую минуту. Там будут учтены и часы исполнения домашних заданий и небольшие промежутки для отдыха. Очень удобной система будет для преподавателей. Все чипы будут снабжены возможностью бить малыми разрядами тока, и как только учитель обнаружит, что ученик не занимается нужным делом, он сможет нажать кнопку и его побудить», – сказала методист ведомства Ирина Огонькова.
Все чипы, по мнению чиновников, необходимо вводить детям начиная с 1 класса, а убирать их после окончания школы. Устройства, помимо образовательных функций, могут дополнить и медицинскими. В памяти чипа будет вся информация о прививках, физических отклонениях, спецгруппах, больничных и другая информация. Разработкой устройств займется резидент Сколково – компания «Поптех».
Как реагировать на подобные новости?
Мой совет – с улыбкой! Вы быстро распознаете шутку, если встретите эту новость на сайте информационного агентства (ИА) «Панорама», поскольку непосредственно под текстом сообщения прочитаете:
Сатирическое издание «Панорама». Все тексты на этом веб-ресурсе представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями.
Но как быть, если подобный текст встретился вам где-то в соцсетях и не содержал даже намека на фейковый или пародийный характер информации? Наоборот, в тексте новости встречаются слова, вызывающие доверие читателя: сообщается о проблемах учащихся с усвоением учебного материала и успеваемостью, о сборе информации – образовательной и медицинской – о каждом школьнике, приводится прямая речь сотрудника министерства. Как не поверить, если все мы уже много раз читали или слышали, что сейчас фиксируется цифровой след каждого ребенка?!
Читатель, обладающий критическим мышлением и привыкший ставить под сомнение поступающую информацию, разберется легко. Достаточно, например, воспользоваться любым поисковым сервисом, чтобы установить такой факт: компания «Поптех», представленная в тексте как резидент Сколково, фигурирует только в новостях ИА «Панорама», а это агентство, как уже было отмечено, специализируется на «гротескных пародиях на реальность».
Способность критически мыслить позволит обойтись даже без помощи «Гугла» и «Яндекса». Достаточно представить, как учитель, по словам «методиста» из Минпросвещения, давит кнопки на пульте, чтобы «малым разрядом тока» стимулировать деятельность учеников. Можно обнаружить и другие несуразности, легко позволяющие маркировать текст как «фейковую новость».
Правдоподобность фейка
Триумфальное распространение «фейковых новостей», однако, свидетельствует, что далеко не все читатели способны: 1) внимательно прочитать текст; 2) проанализировать содержание сообщения; 3) воспользоваться, если это необходимо, поисковыми системами для верификации информации, вызывающей сомнение или подозрение. Особенно сложно распознать фейк, если текст написан с соблюдением всех норм и выглядит правдоподобно. Приведу пример.
В апреле «Панорама» опубликовала новость «В правительстве предложили легализовать глагол “ложить”», выдержанную в фирменном стиле агентства (авторские орфография и пунктуация сохранены):
Глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление «О первоочередных мерах по усовершенствованию порядка использования русского языка в устной речи и государственных нормативно-правовых документах». Документом предусмотрено использование глагола «ложить» в значении «класть», это признается языковой нормой.
Конфликту между «класть» и «ложить» уже очень много лет. Еще в советском черно-белом фильме «Доживем до понедельника» (1968) была сцена, где опытный учитель в исполнении Вячеслава Тихонова резко выговорил молодой учительнице за фразу «Я им говорю, не ложьте, а они ложат». Согласно постановлению правительства, «ложить» и «класть» стали равнозначными по смыслу словами.
«Сейчас во время пандемии общество находится в чрезвычайном напряжении. И то, что правительство нашло в себе силы убрать серьезный раздражающий фактор между людьми – это большая помощь всем, кто говорит по-русски. Поверьте, это решение было трудным, но мы его приняли», – говорится в обращении премьер-министра к гражданам РФ.
Постановление вступит в силу с 1 июня 2020 года. До этого сохраняются старые правила словоупотребления и слово «ложить» употреблять не рекомендуется.
Большинство людей, прочитав этот текст на сайте ИА, отнеслись к нему как к классическому продукту «Панорамы». Но стоило одному серьезному человеку опубликовать псевдоновость о приключениях глагола «ложить» на своей странице в соцсети, не упоминая источник, как некоторые читатели тут же отнеслись к фейку с полной серьезностью и даже принялись язвительно комментировать: ничего, мол, удивительного; раз «кофе» может быть среднего рода, то и вместо «класть» допустимо говорить «ложить» – от нашего правительства и не таких постановлений можно ожидать.
Великобритания и советская школа
Не могу не упомянуть еще один текст ИА «Панорама» – «Великобритания завершила переход на советскую систему школьного образования»:
Министр образования Соединенного королевства Джастина Грининг в эфире BBC заявила о завершении перевода британской средней школы на советскую систему образования. Великобритания начала перенимать советский опыт в середине 1980-х годов, когда после падения железного занавеса обнаружилось безусловное преимущество советской системы над западной.
В своем выступлении министр отметила, что британские дети теперь учатся по гениальным учебникам Ландау, Розенталя и Колмогорова, переведенным на английский язык без искажения содержания. В итоге качество образования, которое они получают, на два порядка лучше того, что можно получить в лучших школах континентальной Европы, а в Итон, где советская система внедрена в 1995 году, стремятся устроить своих детей президенты и премьер-министры всего мира.
«Мы не намерены останавливаться на достигнутом. После того, как наша средняя школа полностью переняла опыт СССР, пришло время заняться высшей школой. Мое ведомство уже разрабатывает проект изменения системы научных степеней: Великобритания введет у себя степень кандидата наук, которая ранее использовалась только в советской системе. После тщательного изучения мы пришли к выводу, что иметь две степени – кандидата и доктора – гораздо рациональнее, чем одну – PhD», – сказала Грининг.
Министр также похвалила своих российских коллег за успехи в переводе российской системы образования на западные стандарты. По ее словам, «когда Запад берет лучшее с Востока, а Восток забирает себе то, что не нужно Западу, мир становится стабильнее и безопаснее».
Псевдоновость была опубликована в сентябре 2018 года, и ее популярность, несмотря на многократное упоминание источника, остается высокой. Во время обсуждения советской образовательной системы часто ссылаются на этот текст: мы, дескать, свое образование разрушаем, а британцы копируют.
Госпожа Грининг, разумеется, не говорила ничего подобного ни в эфире Би-би-си, ни где-либо еще. Лев Давидович Ландау не является автором школьных учебников по физике. «Восток забирает себе то, что не нужно Западу» – откровенно пародийная фраза. Такого рода ошибок и передергиваний в тексте очень много, но тезис о переводе британской средней школы на советские рельсы по-прежнему популярен, хотя и ничем не подтвержден.
У меня, признаться, много претензий к тактике, стратегии и результатам развития российского школьного образования, да и позиции советской школьной образовательной системы в мире в прошлом веке были гораздо прочнее, чем российской – в текущем, но фейки я категорически не приемлю.
Как перестать беспокоиться?
ИА «Панорама» в шутку называет себя старейшим советским и российским информационным агентством, основанным в 1822 году как личная курьерско-новостная служба графа Шеремета фон Рабиновича и национализированным после революции. Не только псевдоновости агентства, но и «историческую справку» об издании можно использовать для развития навыков критического мышления. Авторы не скрывают, что все материалы сайта «являются сатирой и выдумкой».
Навыки мыслить логично и проверять сомнительную информацию всегда высоко ценились, и наше время – не исключение. К сожалению, не все сайты и авторы ставят отметку «выдумка» на свои «сенсационные» новости. Если распространяются видеоролики, в которых утверждается, что «коронавирус является генно-модифицированным биологическим оружием, искусственно созданным с целью проведения чипирования населения и установления глобального мирового порядка», заботиться о спокойствии граждан и веско высказываться приходится Генпрокуратуре РФ.
Вы тоже, уважаемые читатели, можете внести посильный вклад в борьбу с фейками: развивайте способность критически мыслить, и проблемы «чипирования» и «глобального мирового порядка» перестанут вас беспокоить.
Автор: Сергей Блинов
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.