Они случаются в любом возрасте: и в два, и в пять, и в двадцать. И в любое время: в обычной жизни, на карантине, на пустом месте.
Удивительно, но механизм везде примерно одинаковый. Нужно только менять слова и ориентироваться на ситуацию.
⠀
1️⃣ Проговорите чувства.
Что происходит с вашим ребёнком? Он разозлился, обиделся, расстроился, испугался.. Расскажите, что он чувствует и что ему хотелось бы. Обратите внимание на его телесные ощущения.
Помните, что выключенные мультики для вас – мелкое раздражающее действие, а для ребёнка – настоящая трагедия.
⠀
2️⃣ Присоединитесь к его переживаниям.
Сделайте так, чтобы он понял: чувства – это нормально. Любые. Это не значит поощрять плохое поведение! Мы выдерживаем границы и правила, но особым способом нормализируем переживания ребёнка.
⠀
3️⃣ Помогите измерить его чувства.
Показать руками, выразить словами, сравнить с тем, что было вчера или с тем, как это происходит с его любимым мультипликационным героем.
⠀
4️⃣ Завершите ситуацию.
Проговорите изменения, предложите выбор, найдите компромисс. Шутки, договоренности, правила – только на этом шаге можно взывать к разуму. До этого ребенок находится во власти чувств, и намного эффективнее разговаривать на его языке.
⠀
Я люблю сравнивать процесс работы с чувствами ребёнка с процессом помощи утопающему. Мы стоим на берегу и протягиваем руку помощи. Согласитесь, что с техникой безопасности можно будет разобраться позже. Сначала – помочь.