Поговорим о достаточно молодой разновидности НФ-литературы.
Какие образы возникают перед вашим внутренним взором, когда вы слышите слово «космопанк»? Нечто типа «Безумного Макса» в ландшафтах «Звездных войн»?
Почти угадали.
Однако для того, чтобы разобраться в природе этого относительно нового явления, прежде стоит упомянуть, что легло в его основу.
Первый ингредиент — старая добрая космическая опера. Так называют жанр фантастики, который переносит в космос классические истории про принцесс, королей и лихих героев, а также миксует их с разного уровня клишированности НФ-элементами.
Галактические империи, экзотические культуры, инопланетные монстры и остросюжетные истории. Здесь сталкивается будущее и архаика: космические корабли и феодализм, лазерное оружие и поединки на мечах (пускай и световых). В общем, про это все у нас написана целая статья.
Добавим, что помимо детища Дж. Лукаса, из значимых образчиков жанра достойны упоминания Дэн Симмонс с «Песнями Гипериона», А. Н. Толстой с «Аэлитой» и Лоис Макмастер Буджолд с циклом о Барраяре .
Второй значимый элемент — киберпанк. Это такая антиутопическая НФ, где нуар-истории из детективного кино 40-50х упакованы в высокие технологии с кибермодификациями тела.
Будущее здесь мрачно, общество резко расслоено социально («мир блестящих башен и тог» vs «ржавые низы»). Местные протагонисты — нередко хакеры, которые противостоят всевластным корпорациям. Яркими примерами книг в этой нише (ряд критиков еще в конце 90-х объявили её мертвой) являются «Нейромант» Уильяма Гибсона и «Вирт» Джеффа Нуна.
Итак, что же принципиально отличает космопанк от этих двух предковых жанров?
Отличия есть и значимые.
Во-первых, на смену «звездным королям» и феодализму приходит межзвездный капитализм с космической экспансией.
Скажем, в цикле Аластара Рейнольдса «Пространство откровения» на протяжении пяти романов (и кипы рассказов) человечество дает жизнь нескольким формам разума, а еще сталкивается с существами, начавшими освоение космоса задолго до людей.
Во-вторых, при этом всем описываемые технологии будущего имеют крепкую научную основу и сосредоточены вокруг кибернетики, нанотехнологий и модификаций тела (с использованием имплантов / генной инженерии).
Так в «Схизматрице» Брюса Стерлинга соперничают шейперы и механисты. Первые делают ставку на биотехнологии, позволяющие человеку приспособиться к космической среде, а вторые — на киборгизация и сращивание человека с компьютерами.
Пожалуй, одним из наиболее ярких представителей космопанка в среде отечественных фантастов является Андрей Ливадный.
Если космооперу писали у нас многие авторы, включая таких мэтров, как Сергей Лукьяненко, братья Стругацкие и даже Кир Булычев, то масштабная сага о развитии человечества с 23 по 39 века н.э. в космопанковом формате — такое в наших широтах впервые.
Цикл «Экспансия. История Галактики» насчитывает 54 (!) произведения (34 романа, 11 повестей и 9 рассказов).
Все здесь по канонам описанного жанра. Есть, например, «Мишень» (история про то, что хакеры назло корпорации внедрили в игровые симуляторы вирус, который развился в сильный искусственный интеллект).
Еще читателей ждет галактическая война, которая должна решить проблему нехватки ресурсов на родной планете. Есть тема возрождения «старых богов», по сути, являющихся эволюционирующими вирусами из предыдущего абзаца, и тема виртуального бессмертия. Достаточно занимательное чтение.
Но все же особого упоминания заслуживает трилогия Ричарда Моргана о Такеши Коваче.
Человечество давно покорило Солнечную систему и построило колонии за ее пределами, а сознание человека легко выгружается из биологического тела в новую оболочку за тысячи световых лет от первоначального носителя.
При этом сам дебютный роман Моргана — классический нуарный детектив, с расследованиями, допросами, стрельбой и роковыми красавицами.
Лоуренс Бэнкрофт — богач, постоянно меняющий тела (а процедура оцифровки и загрузки весьма дорогая) — загружает сознание супероперативника Такеши Ковача, погибшего 250 лет назад, в новую оболочку. Ковач должен помочь Бэнкрофту расследовать его собственную смерть. Точнее, смерть его предыдущего тела.
Однако уже в следующей книге «Сломленные ангелы» Ковач командует отрядом воскрешенных суперсолдат на планете Санкция IV. Цель группы — обнаружить и удержать действующий инопланетный корабль, который может повернуть дальнейшую человеческую историю в весьма нежелательное русло.
«Пробужденные фурии» завершают историю Ковача на его родной планете. Прибыв исключительно ради мести, главный герой сталкивается не только с ожившей боевой техникой и оцифрованными душами, способными вселиться в любого человека с помощью вируса, но и со своей молодой копией, по-новому раскрывая перед читателем конфликт «отцов и детей».
А теперь почитайте о том, Что нас больше всего раздражает в научной фантастике?