Найти тему
Юлия Грекова

ВОЙНА И МОДА

Как говорил французский писатель А. Франс: «Покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю».

Условия жизни и уровень развития общества, политическая и экономическая ситуация, научные открытия всегда самым непосредственным образом влияли на моду.

Неудивительно, что Вторая Мировая война принесла с собой не только жертвы и разрушения, но и значительным образом изменила гардеробы женщин.

И хотя кажется, что мода и война — вещи несовместимые, в самые трудные времена женщины изо всех сил старались оставаться прекрасными.

40-е годы XX века отняли у модной индустрии все привычные и необходимые материалы и атрибуты роскоши. То, к чему привыкли модницы всего мира, было объявлено стратегическим запасом и отправлено на военное производство. Шелк уходил на парашюты, нейлон - на ремни, шерсть - на мундиры, кожа - на сапоги. Вторая мировая война тяжким бременем легла на плечи модной индустрии.

-2

Но женщины во все времена были изобретательны, особенно в вопросах красоты. Безусловно, ввиду острой нехватки ткани, фурнитуры, фасоны упрощались, а в ход шло всё, что попадалось под руку. Фланелевые мужские брюки становились новой юбкой, обувь делали из дерева, пробки и ткани. А вечерние туалеты - из тюли, которую снимали с окон.

Дизайн одежды заимствовал мотивы из военной формы. Силуэт стал более строгим, герметичным, плечи - утрировано широкими, а талия подчёркнуто стягивалась широким ремнём с большими пряжками. Появлялись такие детали как накладные карманы, эполеты. Ввиду нехватки одинаковых пуговиц, модницы обтягивали те, которые могли найти, тканью. Юбки становились короче, редко имели одну-две складки, а чаще вещи вообще шились из разных по фактуре и принту тканей.

-3

Особым шиком считалось носить плиссированные, гофрированные или юбки солнце-клёш, как раз потому, что на них требовалось большее количество дефицитной ткани.

Основной силуэт у платьев и костюмов был в виде буквы X. Пальто были в форме прямоугольника , костюмы в виде двух квадратов - жакета и короткой юбки-карандаша. К летним платьям пришивали крылышки из марли и органзы, которые зрительно напоминали эполеты. А модные в довоенное время рукава-летучая мышь стали выполнять на жёсткой подкладке. Несмотря на такие неженские тренды, они на контрасте подчеркивали особую женскую хрупкость и уязвимость.

-4

Из-за нехватки нейлона для производства чулок, в моду вошли широкие длинные брюки, прикрывающие наготу ног. Если же оголить ноги всё же было необходимо, чтобы надеть юбку, модницы разными способами тонировали кожу и даже рисовали с помощью специальных приспособлений чулочный шов.

Ещё одним нововведением стали сумки на ремне через плечо - кроссбоди. Их прототипами были военная планшетка и сумка для противогаза.

Украшения как правило мастерились женщинами своими руками - искусственные цветы, вышивка, бахрома из ниток.

-5

Особой популярностью стали пользоваться головные уборы - тюрбаны, которые накручивались на голове из любого куска ткани, платка, шарфа. Кроме его элегантности и необычности, он имел и весьма практическое назначение - скрыть отсутствие прически, которую порой было невозможно сделать из-за банального дефицита мыла. По этой же причине женщины носили широкополые шляпы с вуалью, которые скрывали отсутствие ещё и макияжа.

Каждая женщина старалась своими силами и по возможностям создать свой неповторимый стиль, добавить что-то интересное в свой образ. Одно только было неизменным для того времени - это цвета нарядов. Война отразилась в тёмной палитре оттенков.

И пока Европейские женщины прятались в бомбоубежищах в пижамах от Эльзы Скиапарелли, географический центр модного мира из оккупированного Парижа переместился в Америку, в Голливуд. И в самый разгар войны кино было одним из самых популярных мест для отдыха. Иконы стиля того времени - это такие кинодивы как Марлен Дитрих, Рита Хейворт, Ава Гарднер.

Советским женщинам во время Второй Мировой войны пришлось тяжелее, чем остальным. На их долю выпали суровые условия жизни и потери. И до этого не избалованным, следовать модным трендам в военных условиях было тем более непросто. И тем не менее у женщин были свои способы сохранения женственности. Волосы заплетались в косы, вместо чулок носили светлые носочки, а форма всегда была выстирана и отутюжена. Образ советской связистки или партизанки - главный «модный» тренд на несколько долгих лет. Пилотка, удлиненная гимнастерка цвета хаки с накладными карманами, собранная ремнем на талии, свободная юбка по колено и сапоги с широким голенищем. А зимой ещё ватная телогрейка, шапка-ушанка и валенки.

-6

Сегодня модницы того времени - это манифест. Непобедимой красоте и непобеждённому стремлению женщин оставаться привлекательными в любых жизненных обстоятельствах. А в моде, несмотря на кажущуюся порой бессмысленность, заключено главное - жажда жизни.