Найти в Дзене
McLoFer

Обзор автомобильного хоррора "Дуэль" (1971)

Всем добрый день! Вспомнился мне фильм, который довелось посмотреть по тв еще в детстве. Найдя его недавно, пересмотрел. Он крут и сейчас! Оказалось, это первая полнометражка Стивена Спилберга. Речь пойдет о фильме 1971 года "Дуэль".

Объективные данные:

Релиз телеверсии 13.11.1971 (разные киноверсии снимались вплоть до 1973).
Режиссер - Стивен Спилберг, по мотивам одноименного рассказа Ричарда Мэтисона (рассказ основан на реальных событиях из жизни автора).
Длительность - 89 мин. (самая полная киноверсия.)
В главных ролях: Деннис УиверДэвид Манн; Джэклин Скотт — миссис Манн; Кэри Лофтин — водитель бензовоза.
Признание: 1972 - номинация на премию «Золотой глобус» за лучший телефильм; премия «Эмми» за лучший монтаж звука, а также номинация в категории «Лучшая работа оператора» (Джек Марта).

Жанр - если в возвышенных тонах, то "автомобильный хоррор", а по факту триллер. И надо сказать, что задачу триллера - держать вас в липком напряжении практически от начала и до конца - он выполняет на ура, несмотря на практическое отсутствие спецэффектов и техническую простоту.

Еще бы! Первая серьезная работа еще молодого неизвестного режиссера 24 лет отроду с бюджетом в 450 тыс. долл., съемки которой удалось провести за 13 рабочих дней. В сценарии лишь несколько страниц диалогов! А съемки не потребовали никаких декораций! О чем она, и как собрала 7 миллионов долл. кассы?

Кто бывал за рулем поймет, что иногда твои неправильные безобидные действия за рулем нарываются на неадекватную реакцию других водил. Вот и здесь - выбрался простой неудачник и подкаблучник коммивояжер Дэвид Манн в далекий путь впарить товар. Ехать через всю Калифорнию, машина - тихоходная по американским меркам малолитражка, красный Plymouth. По пути перед носом медленный бензовоз коптит. Наш герой после долгого бибикания его резко обогнал, может чуток подрезал.

Собственно всю оставшуюся часть фильма нам предстоит узнать, на что способен псих за рулем многотонного страшного и, как оказалось, очень мощного грузовика. И если поначалу грузовик просто обгоняет автомобиль главного героя и вновь медленно тянется перед ним, чадя выхлопом, то дальше его действия становятся угрожающими.

Становится ясно, что неудачливого по жизни Дэвида Манна угораздило столкнуться с настоящим автодорожным маньяком, цель которого - психологически истязать и в конечном итоге убить жертву. Не меньше! И отвертеться от схватки не удастся! Недаром на кабине грузовика в кадре видны 17 зарубок, а сама она обвешана номерами от других авто.

Чем прекрасны фильмы той эпохи, так это своей наивной простотой. Отсутствие вороха спецэффектов, компьютерной графики, дорогих декораций - лишь два автомобиля, два героя, и дорога как место схватки. Прекрасная калифорнийская пустынная дорога с затяжными поворотами, тоннелями, и замечательными видами.

Дорога как главная героиня прекрасна!
Дорога как главная героиня прекрасна!

Эта простота - во всём. В короткой завязке, в малости слов. Я даже не знаю, какой смысл указывать в титрах актера, сыгравшего водителя грузовика - Кэри Лофтина. За весь фильм зритель не увидит его лица. В кадре мелькнут лишь коричневые ботинки и загорелая волосатая рука, высунутая из кабины. В остальном угроза - лишь в чадящем черным дымом рычащем старом бензовозе жуткого ржаво-буро-малинового цвета.

Вот одно появление маньяка в кадре
Вот одно появление маньяка в кадре
И вот второе, и всё!
И вот второе, и всё!

Однако сложно сделать просто, но при этом не упростить. Важней всего - передать атмосферу, и с этим Спилберг справился на ура. Весь фильм - это напряжение. Каждое появление в кадре грузовика-убийцы вызывает благоговейный страх, а сами появления порой бывают очень неожиданны.

Актер Деннис Уивер справился с ролью жертвы блестяще. Его мокрая прилипшая к телу рубаха и перекошенное от страха лицо - еще не вся роль. Актеру отлично удалось воплотить не слишком уверенного в себе человека, не бог весть какого водителя, что не в шутку растерялся от такой напасти. Далее, впрочем, начинается типично голливудский ход сюжета - преображение "ботаника" в бойца, который в конечном итоге окажется победителем. Насколько это реалистично, и могут ли так в жизни простые люди? Однако, если нет, то о чём тогда снимать кино?

Отнести ли к минусам фильма практически полное отсутствие других героев? Эпизодические роли здесь так эпизодичны. Думается, это упрощение является художественным приемом. Дуэль должна оставаться боем двух.

Технически фильм безупречен - получилась просто бешенная гонка по калифорнийским быстрым серпантинам. Трюки сняты вживую, и их много! Опять-таки, остаются сомнения, что автоцистерна может в повороте на скорости 140 км/ч нагонять легковушку. Но как же это реалистично подано оператором! Я не сомневаюсь, что так и было!

Музыка и работа звукорежиссера - так же без вопросов. Они справились. Не удивлюсь, если рокочущий звук двигателя грузовика специально настраивали в тюнинг-ателье.

Фильм "Дуэль" смотрится легко, на одном дыхании, вызывает яркие неподдельные эмоции. Главному герою хочется сопереживать и искренне желаешь выбраться из передряги. А на старость и техническую простоту картины не обращаешь никакого внимания. Рекомендую к просмотру!

Графика от неравнодушного фаната фильма
Графика от неравнодушного фаната фильма

В следующей статье я обращусь к авиационной тематике. Составлю личный рейтинг самых красивых пассажирских самолетов и укажу, где и как на них удобно полетать. Фото будут максимально актуальными и по возможности от наших авиакомпаний.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще!