Найти тему
Кино Режиссёр

Белое солнце пустыни интересные факты.

Год выпуска: 1969 год.

Жанр: боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный.

Длительность: 84 минуты.

Зрители: СССР 34.5 млн

Съёмочный состав:

Режиссёр: Владимир Мотыль.

Сценаристы: Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров.

Продюсер: Юрий Хохлов.

Оператор: Эдуард Розовский.

Композитор: Исаак Шварц.

Художники: Валерий Кострин, Белла Маневич-Каплан.

Монтажёр: В. Нестерова.

О Фильме:

Парадоксально, но факт: в содержании этого фильма на первый взгляд нет ничего особенного, однако вот уже почти полвека эту картину с неослабевающим вниманием смотрит не одно поколение наших соотечественников. Закрытая премьера фильма "Белое солнце пустыни" состоялась 14 декабря 1969 года в Ленинградском Доме Кино. В широкий прокат в СССР картина вышла 30 марта 1970 года.

Фильм снят Экспериментальной творческой киностудией (ЭТК) при "Мосфильме", которая появилась на свет в 1965 году благодаря стараниям двух людей: народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии кинорежиссера Григория Чухрая и предпринимателя Владимира Познера (кстати, отца нынешнего телеакадемика).

Режиссером фильма после достаточно долгих убеждений стал 40-летний Владимир Мотыль. 30 января авторы сценария ( Андрей Михалков-Кончаловский, Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков) поменяли название сценария "Пустыня" на "Спасите гарем". С начала марта 68-го в 1-м павильоне "Ленфильма" начались интенсивные пробы актеров на главные и второстепенные роли. Заглянем в съемочный журнал фильма:

4 марта - проба с Ломакиным, Кавсадзе (как мы помним, на роль Абдуллы пробуется также известный актер Отар Коберидзе, конкуренцию которому отныне будет составлять никому доселе неизвестный 33-летний актер Тбилисского театра имени Шота Руставели Кахи Кавсадзе).

-2


Интересные факты:

В 1968 «Мосфильм» планировал выпуск сразу двух приключенческих лент, но их сценарии так и не дождались утверждения. Тогда за дело взялся Валентин Ежов, известный зрителю по фильму «Баллада о солдате», в котором так блистательно сыграл Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко. Заручившись поддержкой ветеранов Гражданской войны, воевавших в Средней Азии, он оперативно набросал новый сценарий, призванный порадовать зрителя «экшеном» о схватках с басмачами.

Режиссер будущего шедевра – Владимир Мотыль очень тщательно подошел к подбору актерского состава, но не обошлось без казусов. Роль Федора Сухова подошла Анатолию Кузнецову, который вскоре сломал ногу. Из-за этого лавры главного героя могли украсить карьеру Георгия Юматова, но он практически перед съемками пострадал в пьяной драке, и Кузнецов был срочно вызван на съемки.

Более или менее гладко все прошло с Абдуллой, Верещагиным, Саидом и Петрухой. Эти персонажи достались грузинской звезде Кахи Кавсадзе, Павлу Луспекаеву, который уже тогда был одним из самых известных актеров ленинградского БДТ, Спартаку Мишулину и молоденькому Николаю Годовикову. Дело оставалось за малым – найти актрису, которая сможет воплотить образ Катерины Матвеевны. Здесь и случилась заминка. Никто не подходил на роль музы героического защитника гарема, пока в коридорах «Ленфильма» режиссеру не встретилась журналистка Галина Лучай, которая необыкновенно ярко вписалась в амплуа колоритной жены Сухова.

-3

Сюжет:

Действие фильма разворачивается в начале 1920-х годов на берегу Каспийского моря. Гражданская война подходит к окончанию, и бывалый красноармеец Федор Иванович Сухов возвращается домой через бескрайнюю пустыню, мечтая о воссоединении с любимой женщиной, Катериной Максимовной.

Несмотря на то, что война почти закончилась, в пустыне все еще орудуют банды басмачей. По дороге Сухов встречает закопанного по голову в песок местного жителя Саида. Он рассказывает, что один из бандитов убил его отца, забрал все имущество и обрек на мучительную смерть в пустыне. Сухов освобождает Саида, и герои продолжают свой путь вместе.

Вскоре они встречают другого красноармейца Рахимова вместе с его отрядом. Рахимов гонится за другим бандитом – опасным и коварным Абдуллой, который сбежал из собственной крепости и оставил там своих жен. Теперь женщинам грозит смерть, потому что по арабским обычаям если муж не может забрать всех своих жен с собой и обеспечить им достойную жизнь, он их убивает. Рахимов уговаривает Сухова и Саида отправиться в крепость и взять на себя защиту девушек, в то время, как он с отрядом отправиться на поиски Абдуллы.

-4