Найти тему

Как уберечься от недобросовестных заказчиков?

Мне в личку на веблансере постучалась девушка и сказала, что отослала одному заказчику сканы своего паспорта и теперь от него, как говорится «ни ответа, ни привета». Она переживает, не знает, что делать. Мой диалог с девушкой был таким:

— А зачем же Вы ему отослали сканы документа?

— Он сказал, что ему нужны гарантии.

— А Вам какие гарантии при этом?

Почему-то люди совершенно не думают о себе, иногда слишком полагаются на то, что заказчик окажется порядочным.

Что делают заказчики?

Речь не идет обо всех заказчиках, я так же, как и эта девушка, которая написала мне в личку, считаю, что в основном люди порядочные. Но только в основном. Некоторые из них хотят получить работу бесплатно и поэтому делают следующее:

  • Стучатся в личку многим фрилансерам и предлагают выполнить тестовое задание, которое потом не оплачивают;
  • Соглашаются только на оплату по факту выполненной работы, при этом дают большое задание, которое потом не оплачивается.

Что сделано на веблансере для защиты от мошенников?

На веблансере было разработано правило, по которому филансер приступает к работе только после того, как будет выбран в исполнители. Многие игнорировали его. В результате — исполнитель выполнил и отослал работу, а заказчик не заплатил. В таком случае исполнитель даже не может даже оставить ему отрицательный отзыв, который, конечно, не вернет деньги, но подпортит карму заказчику и предупредит других фрилансеров.

Безопасная сделка также была разработана на веблансере, но пользоваться ею многие заказчики не хотели и не только потому, что мошенники. Такой сервис удобен для больших заказов, а на бирже было много мелких заказов.

-2

Как защитить себя от мошенников?

На некоторых «буржуинских биржах», типа oDesk исполнитель был лучше защищен, деньги заказчика резервировались. У нас же дела обстояли немного не так, и фрилансер вынужден разрабатывать стратегию «защити себя сам». У меня она состояла в следующем:

  • Выбирать заказчика с большим количеством положительных отзывов. Как правило, такой заказчик не захочет портить себе аккаунт отрицательными отзывами.
  • Разбивать свою работу на маленькие части. Это могла быть оплата за статью или несколько небольших.

Конечно, лучше всего требовать 100% предоплату, но заказчики «хором» отказываются ее вообще платить. Получать ее удается только топовым фрилансерам, да и то не всем и не всегда. Пока у тебя есть только портфолио и несколько положительных отзывов, никто платить предоплату не будет. Поэтому приходится рисковать и работать.

При этом я считала:

  • большинство людей порядочные и будут платить;
  • если заказчику нужна работа, он будет платить дальше.

Поработав некоторое время с заказчиком, вы понимаете, что он добросовестно оплачивает ваш труд и можно соглашаться на оплату понедельно, а то и 1—2 раза в месяц. Со многими заказчиками у меня завязывались длительные деловые отношения, и мы работали годами.

Работа по таким правилам обеспечила мне достаточную безопасность, хотя с парой мошенников я все же встретилась, но обмануть им удалось меня доллара на три, не более.

Что делать с мошенником?

Если уже попали на недобросовестного заказчика, при этом не заключалась безопасная сделка на бирже, то вернуть деньги не получится. При этом как-то «отомстить» заказчику можно:

  • Написать ему отрицательный отзыв. По крайней мере, он предупредит других фрилансеров, что заказчик — мошенник. Если же заказчик «однодневка» и у него только сегодня создан аккаунт, и нет отзывов, то ему это «до лампочки», он может зарегистрироваться снова. Позже на веблансере стали бороться с множественной регистрацией.
  • Разместить свою статью в портфолио на веблансере или на любом раскрученном ресурсе, чтобы она быстро проиндексировалась. Обычно статьи заказывают для «молодых» сайтов, поэтому ваша статья, расположенная на одном из них не будет считаться уникальной, если поисковик проиндексирет ее раньше на другом. Поэтому делать это нужно быстро, как только поняли, что платить не будут.

Вот так «отомстили» заказчику и не останавливайтесь, работайте дальше. Только выводы для себя из каждого такого случая делать нужно.

А Вы как боретесь с недобросовестными заказчиками? Как обеспечиваете свою безопасность?