Один из стойких стереотипов по поводу жителей восточных стран — ассоциация с хитростью и мудростью.
Оба этих человеческих качества воплотились в истории героя древнеассирийских преданий по имени Ахикар (или Акир). Он стал для Античности и Средневековья одним из символов мудрости. Но для этого ему сперва пришлось победить человеческую хитрость.
Одним из самых популярных произведений в средневековой Руси была «Повесть об Акире Премудром». Это довольно редкий для Руси XII века случай литературы, не имеющий практически никакого отношения к христианской церкви.
В этой повести рассказывается история писца из Древней Ассирии, жившего в VII веке до нашей эры. Имя его писалось очень по-разному — Ахикар, Ахиакар, Хикар. Но на русский манер его называли Акром.
Позднее ученые обнаружили, что история ассирийского писца известна очень многим народам. Про Акира читали в Сирии, Аравии, Армении. Чем же была вызвана такая популярность?
Советник царя
Ахикар жил во времена царя Синаххериба, правившего Ассирией с 705 по 680 год до нашей эры. В русском тексте «Повести» его имя пишется как Синагрип.
Этот царь вошел в историю как жестокий завоеватель, стремившийся подчинить своей воле все окрестные страны и народы. Во внешней политике он делал ставку исключительно на грубую силу.
Синаххериб строго подходил к подбору своих придворных. На высшие должности он допускал только тех, кто умел действовать самостоятельно, но при этом мог угадывать желание царя и не противоречить его воле.
Одним из таких придворных чиновников и был Ахикар. Он прошел долгий путь от рядового писца до личного советника царя. И к 60 годам был из самых влиятельных и богатых людей в Ассирии.
Однако профессиональные успехи не могли обеспечить Ахикару личного счастья. У него не было детей. Он очень печалился о том, что некому будет передать накопленные богатства.
Достигнув преклонного возраста и поняв, что надеяться больше не на что, он решил усыновить и объявить официальным наследником своего племянника по имени Навад (в русском тексте — Анадан).
Богатств Ахикар накопил столько, что, по его собственным словам, мог бы каждый день тратить по пуду золота. Поэтому Навад, как его наследник, был надежно обеспечен до конца своих дней.
Однако советник царя решил, что негоже растить юношу бездельником. Он ввел его в круг придворных и стал обучать всему, что умел сам. прежде всего — искусству составления документов.
А заодно и самым разным житейским премудростям. Собственно, значительная часть «Повести об Акире Премудром» — это перечисление всевозможных мудрых изречений, приписываемых Ахикару, которые он излагает Наваду.
Многие из них действительно мудры, например: «Лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить».
Или такая мысль: «Не будь сладок чрезмерно, не то съедят тебя, но не будь и чрезмерно горек, чтобы не отшатнулся от тебя друг твой».
Конечно, скорее всего, далеко не все эти мысли принадлежат ассирийскому вельможе. Но, видимо, практическую каждую удачную мысль стали приписывать Ахикару как символу мудрости.
Интрига племянника
Между тем Навад был не очень-то счастлив от того, что ему приходится постигать премудрости придворной жизни. Он предпочел бы развлекаться и беспечно транжирить богатства Ахикара.
Но приемный отец был непреклонен. Он постоянно ругал Навада за расточительность и недостаточное прилежание. Тогда Навад решил добиться казни Ахикара, чтобы потом спокойно наслаждаться унаследованным богатством.
Для этого он придумал довольно сложную интригу.
Навад написал 2-ва письма, адресованные заклятым врагам Ассирии — правителям Персии и Египта. Письма были написаны от имени Ахикара, причем Навал искусно подделал его почерк и печать, использовав полученные знания и умения во зло.
В них сообщалось, что в определенный день враги могут прийти и захватить владения Синаххериба. Сам же Ахикар якобы выйдет им навстречу с войском, чтобы помочь в завоевании.
Эти письма Навад, пользуясь своим положением при дворе, отнес Синаххерибу, соврав, что Ахикар пытался отправить их в Персию и Египет. Тот, конечно, отказался верить в измену верного советника.
Тогда Навад предложил в назначенный день отправиться и посмотреть, выведет ли Ахикар войско для встречи своих сообщников, которые не придут (ведь письма якобы были перехвачены им до отправки).
Синаххериб согласился. Тем временем Навад отправил Ахикару другое поддельное письмо — уже написанное от имени царя. В нем он приказывал устроить смотр войск.
Ахикар, послушавшись письменного приказа царя, в назначенный день вывел армию на равнину и построил. Синаххериб же наблюдал за этим с холма.
Со стороны все выглядело действительно так, будто его советник самовольно принялся распоряжаться войсками. Это привело Синаххериба в ярость, и он счел, что сговор Ахикара с персами и египтянами доказан.
Навад вызвался быть переговорщиком. Приемному отцу он сказал, что царь очень доволен смотром и велит распустить построенные войска. А царю сообщил, что с трудом убедил Ахикара не поднимать восстание.
Сразу после этого Синаххериб вызвал Ахикара к себе и, не слушая оправданий, обрушил на его голову поток обвинений в измене. Все попытки оправдаться были тщетны.
Тем более что Ахикар просто не понимал, что происходит. Смертный приговор советнику был выведен тут же. Однако многолетний опыт дворцовой жизни помог ему избежать гибели.
Ахикар смог уговорить царя, чтобы тот не присутствовал на казни. А потом добился того, чтобы палачом назначили его лучшего друга.
В итоге вместо Ахикара был казнен похожий на него пленник, а сам приговоренный скрылся в тайном убежище. Царь, Навад и все придворные считали его мертвым.
Загадки фараона
Когда известие о смерти Ахикара достигло других стран, это вызвало там большую радость. Правители держав, воюющих с Ассирией, знали, что именно советы Ахикара во многом обеспечивали военные успехи Синаххериба.
Особенно обрадовался фараон Египта по имени Шабатака, который был одним из самых непримиримых противников Ассирии. В «Повести об Акире Премудром» рассказывается, как он отправил Синаххерибу издевательское письмо, обещая отдать трехлетний доход своей страны, если любой из ассирийских придворных придет к нему и отгадает его загадки.
Выяснилось, что после смерти премудрого Ахикара никто на такой подвиг не готов. Синаххериб чувствовал себя униженным.
Тут-то друзья Ахикара и нашли удобный момент, чтобы сообщить царю о том, что его советник на самом деле жив. На радостях тот простил обман и дал возможность Ахикару оправдаться.
Интрига Навада была раскрыта, но его наказание отложили на потом. А пока Ахикар отправился ко двору фараона.
Там ему действительно пришлось столкнуться со сложными загадками, которые он остроумно решил.
Например, фараон потребовал, чтобы Ахикар построил дворец между небом и землей. Хитрый ассириец принес с собой больших дрессированных птиц, которые принялись кружить над его головой.
На спине у них сидели мальчики-акробаты, про которых он заявил, что это мастера-каменщики. Если фараон придумает, как подать им в воздух камень и раствор, то они тут же построят ему дворец.
В аналогичном стиле Ахикар расправился и с другими задачами. В итоге фараон рассмеялся и отпустил его домой, выдав обещанные деньги.
По возвращении Ахикар сурово наказал Навада за предательство — велел избить его палками, а потом посадил на цепь возле двери в дом, как собаку. Там Навад и умер от позора и отчаяния.
Конечно, история про загадки фараона — это литературная версия событий. Однако интересно, что в правление Синаххериба между Ассирией и Египтом действительно был заключен довольно выгодный обеим сторонам договор.
Правда, подписан он был при фараоне Шабаке, правившем до Шабатаки. Текст договора до нас не дошел, но это явно было важное дипломатическое событие того времени.
Скорее всего, исторический Ахикар (о котором, увы, известно достаточно мало) мог участвовать в переговорах по поводу условий этого договора.
Автор статьи: Виктор Банев