Сыплются на молодых хмель, деньги и жито, гости едят каши и сыры, пьют мед и славят молодых. Князь новгородский Александр Ярославич свадьбу справляет с полоцкой княжной Александрой, дочерью Брячеслава.
Не тихая, мирная жизнь ждала девятнадцатилетнего князя. За порогом татаро-монгольские полчища, немецкие и шведские рыцари хотят разорвать Русь на части.
И князь строит крепости, укрепляет западные и северные границы. Через год после свадьбы настанет день, когда решится не только судьба Новгорода, но и всей земли Русской.
Воспользовавшись опустошительным нашествием Батыя на Русь, шведские рыцари попытались захватить земли Великого Новгорода и новгородских данников.
Мечи шведских рыцарей были направлены на Новгород, в состав государственной территории которого входила Карелия и данником которого было племя еми, жившее в центральной Финляндии.
Официальной целью крестовых походов являлось крещение по католическому обряду угро-финских племен еми и суми, карел, ижорян, води. В действительности это был захват новых земель.
Стремясь захватить устье реки Невы и город Ладогу, шведы тем самым закрывали Новгороду «окно в Европу», отрезали от него жизненно важный участок «пути из варяг в греки».
«Аще можети противиться мне, то се есмь уже зде, пленяя землю твою» – такое слово шведского полководца принесли послы в Новгород Александру.
С Биргером было пять тысяч воинов, пришедших на берега Невы на ста судах. Биргер знал, что за короткое время новгородскому князю такое войско не собрать.
Победить можно было не числом, а умением. Не мешкая, Александр стал действовать.
Александр Ярославич
Спешит князь к Неве, где ненадолго остановилось шведское войско, хочет опередить непрошенных гостей. Конь летит быстро, а голову князя туманят думы тяжелые.
Всего два года прошло с тех пор, как ехал он в разоренный Владимир через города русские, опустошенные боями и пожарами, поруганные полчищами татарскими, мимо сожженных Торжака и Твери, мимо родного Переяславля, где прошло его детство.
Ехал к отцу, восходящему на Владимиро-Суздальский престол после погибшего на поле брани брата его Юрия.
Не забыть Александру разрушенные святыни могучего Владимира – стольного града земли Владимиро-Суздальской. Не забыть злато-белых русских храмов, превращенных лютой вражьей рукой в черные руины.
Воспользовавшись туманом, вихрем налетела конная рать князя Александра Ярославича на растерявшихся шведских воинов. Рыцари, готовившиеся к стремительной победе, вынуждены были обороняться и позорно отступить.
Князь Александр неожиданным нападением на шведских рыцарей свел на нет их стратегические планы. Двойным ударов вдоль Невы и Ижоры важнейшая часть шведского войска была зажата в угол, образуемый берегами рек Невы и Ижоры. Рыцари были отрезаны от судов.
Ударом копья князь Александр «возложи Бергеру печать на лице…». Поражение шведского полководца предрешало исход битвы.
Много героев было в той битве. Свою отвагу и бесстрашие принесли они на службу родине. Талант и храбрость молодого князя обеспечили полную и быструю победу над врагом и принесли ему славу полководца.
Отныне сына Ярослава стали называть Александром Невским.