Понятно, что данная картина перекликается с "2001: Космическая Одиссея", поэтому, я бы начал свою рецензию с нескольких строк из одного стихотворения:
Лучше научиться у одной птицы петь, чем научить десять тысяч звезд не танцевать.
Таков мой ответ людям, которые говорили, что не понимают "2001", что это бессмысленно и что это было одно длительное упражнение в самопожертвовании Стэнли Кубрика, который послал человека к звездам, только для того, чтобы бросить его в каком-то инопланетном гостиничном номере. Я чувствовал, что поэзия "2001 года" была именно в ее загадке, и что объяснить все было, чтобы все испортить - как маленький мальчик, который разрезал свой барабан, чтобы увидеть, что заставило его стучать.
"2001" вышел в конце 1960-х годов, в то легендарное время, когда яппи были еще хиппи, и они ходили смотреть фильм дюжину раз и подскользнулись к передней части кинотеатра и лежали на полу ровно на спине, так что звуковое и световое путешествие во второй половине фильма могло смыть их, и они могли пошатываться на выходе и шептаться "далеко" друг другу в спокойном экстазе. Наступал "2010", продолжение фильма Кубрика, режиссера Питера Хайямса, чье происхождение лежит в более прагматичных проектах, таких как "Outland", триллер о космической станции Шона Коннери. История принадлежит Артуру К. Кларку (который, по правде говоря, я всегда подозревал, был немного озадачен тем, что Кубрик сделал со своими оригинальными идеями). "2010" - это фильм 80-х годов. Он не соответствует поэзии и загадке оригинального фильма, но продолжает историю, и предлагает звуковые, прагматические объяснения многим странным и провидческим вещам "2001 года", которые заставляли нас бесконечно спорить по ночам 1968 года.
Короче говоря, это фильм, который пытается научить десять тысяч звезд не танцевать. Неужели я действительно хотел узнать (а) почему Хол 9000 не подчинился приказам Дейва? или (б) настоящую причину изначальной миссии "Дискавери"? или (в) что пытались сказать нам монолиты? Не совсем. И все же мы живем в самое практичное время, и говорят, что каждое десятилетие получает фильмы, которые он заслуживает. То, что мы получаем в "2010 году" - это не художественный триумф, а триумф аппаратуры, спецэффектов, гладкого и не совсем захватывающего кинематографа. Это фильм, который обязан Джорджу Лукасу больше, чем Стэнли Кубрику, больше "Звездным войнам", чем "Как говорил Заратустра". У него есть концовка, которая приводит в ярость, не только в своей простоте, но и в своей неадекватности, чтобы выполнить чувство предвкушения, чувство удивления, которое мы чувствовали в конце "2001 года".
И все же правда должна быть сказана: Это хороший фильм. Как только мы нарисовали свои линии, как только мы дали понять, что "2001" продолжает оставаться абсолютно самостоятельным, как один из величайших фильмов, когда-либо снятых, как только мы освободили "2010" от сравнений с шедевром Кубрика, то, что мы остались с красивой, остроконечной, развлекательной, захватывающей космической оперы - превосходный фильм жанра "Звездный путь".
Поскольку "2010" так сильно зависит от его сюжета, было бы несправедливо описывать больше, чем самое необходимое: Совместная советско-американская экспедиция отправляется на Луны Юпитера, чтобы исследовать судьбу "Дискавери", ее экипажа и бортового компьютера HAL 9000. Между американским лидером (Рой Шейдером) и советским капитаном (Хелен Миррен) на борту существует напряженность, которая усугубляется тем, что на Земле супердержавы находятся на грани ядерной войны за Центральную Америку. Если Кубрик иногда казалось, что снимает бескровный фильм с безликими персонажами, то Хаймс уделяет большое внимание сюжету и личности. Но только один из лучших моментов в его фильме вырастает из персонажа (трогательная сцена, где советский и американец держатся друг за друга за дорогую жизнь во время страшного кризиса). Другие выдающиеся моменты - это достижения с особыми эффектами: космическая прогулка под угрозой головокружения, потрясающее присутствие Юпитера, зрелищный полет через верхнюю атмосферу планеты.
Итак. Ты должен сделать некоторые различия в своем сознании. В одной из категорий "2001: Космическая одиссея" остается неприкосновенной, одним кусочком из той горстки настоящих киношедевров. В более временной сфере, "2010" квалифицируется как превосходное развлечение, фильм больше дома с техникой, чем поэзия, с характером, чем с тайной, фильм, который объясняет слишком много и оставляет слишком мало для нашего чувства чудес, но хороший фильм все равно. Если я, тем не менее, звучит менее, чем экстаз, может быть, это потому, что могильные глаза "2001" Звездный Ребенок до сих пор преследует меня, с их обещанием, что, возможно, когда-нибудь человек научится учить десять тысяч звезд, как петь.