Найти в Дзене
АлкоBAR

Что пили солдаты русской армии?

Без алкоголя не обходится даже на войне. В этой статье рассказываю, какой алкоголь и в каком количестве употребляли солдаты советской армии в годы Великой Отечественной войны. Алкоголь на фронте был с первых дней . Причем спиртное советские солдаты начали пить еще с Финской войны. Тогда это оправдывалось суровыми зимними условиями. В Великую Отечественную же спиртное служило другой цели. По замыслу вождя народов "наркомовские 100 грамм" должны были поднимать боевой дух солдат и не давать бойцам бояться. С августа 1941 года всем солдатам и офицерам, сражающимся на передовой, ежедневно выдавали 100 грамм водки. Через некоторое время лимит был увеличен до 200 грамм. Пили не все. Было мнение, что в атаку лучше ходить трезвым. Так как будет больше шансов выжить. Впервые «наркомовские 100 грамм» были утверждены в январе 1940 года во время Финской войны. Авторство этой идеи принадлежит Клименту Ворошилову. Именно он предложил Сталину издать распоряжение о выдаче бойцам Красной армии еже

Без алкоголя не обходится даже на войне. В этой статье рассказываю, какой алкоголь и в каком количестве употребляли солдаты советской армии в годы Великой Отечественной войны.

Алкоголь на фронте был с первых дней . Причем спиртное советские солдаты начали пить еще с Финской войны. Тогда это оправдывалось суровыми зимними условиями.

В Великую Отечественную же спиртное служило другой цели. По замыслу вождя народов "наркомовские 100 грамм" должны были поднимать боевой дух солдат и не давать бойцам бояться.

С августа 1941 года всем солдатам и офицерам, сражающимся на передовой, ежедневно выдавали 100 грамм водки. Через некоторое время лимит был увеличен до 200 грамм. Пили не все. Было мнение, что в атаку лучше ходить трезвым. Так как будет больше шансов выжить.

Впервые «наркомовские 100 грамм» были утверждены в январе 1940 года во время Финской войны. Авторство этой идеи принадлежит Клименту Ворошилову. Именно он предложил Сталину издать распоряжение о выдаче бойцам Красной армии ежедневно 50 грамм сала («ворошиловский паек») и 100 грамм водки (наркомовские 100 грамм). Норма танкистов была удвоена, а летчикам, как элите вооруженных сил, выдавали по 100 грамм коньяка. С 10 января 1940 года по начало марта военнослужащими РККА было выпито более 10 тонн водки и 8,8 тонны коньяка.

Если верить документам, то пили в Великую Отечественную войну очень много. Особенно на передней линии фронта. Однако воспоминания фронтовиков на эту тему очень противоречивы. Федор Ильченко, арестовавший фельдмаршала Паулюса, во время Сталинградской битвы был в звании старшего лейтенанта. Он вспоминал:

«Без спиртного невозможно было победить… мороз. Фронтовые 100 грамм стали дороже снарядов и спасали солдат от обморожения, так как многие ночи они проводили в чистом поле на голой земле…».

Конечно, утверждения о том, что Красная армия одержала победу над фашистской Германией благодаря водке можно считать мифом и вредным заблуждением. Пьяная армия небоеспособна по определению.

Не случайно Георгий Жуков приказывал взрывать оставленные немцами цистерны со спиртом. Прошедший всю войну гвардии сержант Владимир Иванович Трунин вспоминал, что им, танкистам, запрещалось не только пить на фронте, но и курить - в танках стояли кассеты со снарядами, во время работы дизеля была опасность детонации от паров масляного бака, разогретого до 130 градусов. Водку же, как утверждает ветеран, давали только в стрелковых частях, и то нерегулярно.

Многие от водки оказывались, либо меняли свою «сотку» на более необходимые в условиях войны вещи.

Снабжение частей «горючим» в конце войны закончилось, однако многие ветераны так и не смогли отказаться от привычных 100 граммов. Это породило послевоенный рост алкоголизма в стране.

-2

В мае 1945 года, после победы над гитлеровской Германией, выдача водки в частях и подразделениях была полностью прекращена. Единственным исключением остались лишь моряки-подводники, которые получали 100 граммов сухого вина в день во время нахождения подводных лодок на боевом дежурстве. Но эта мера была продиктована, в первую очередь, соображениями сохранения здоровья военнослужащих.

Следует отметить, что сами красноармейцы относились к «ворошиловскому пайку» весьма неоднозначно. Конечно, на первый взгляд стоило бы ожидать, что едва ли не любой советский солдат безумно радовался «наркомовским ста граммам». На самом деле, если ознакомиться с воспоминаниями действительно воевавших людей, это было не совсем так. Пили молодые и необстрелянные солдаты, они же и гибли первыми.