В бюджет Твери в 2019 году поступило всего 339,1 тыс. руб. в виде платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Это всего 1,8% от запланированной суммы. Сами владельцы рекламных конструкций в итоге все равно платят, но условно добровольно.
На тему обратил внимание портал tver24.com
Администрация Твери внесла в тверскую гордуму отчет об исполнении бюджета города за 2019 год. По статье доходы «в виде платы по договору за установку и эксплуатацию рекламных конструкции, а также средств от продажи права на заключение указанного договора» поступило 339,1 тыс. руб. вместо запланированных 19,2 млн руб. или 1,8%.
Администрация объяснила низкое исполнение статьи отсутствием утвержденной на уровне региона схемы размещения рекламных конструкций.
До конца 2016 года наружная реклама в Твери относилась к полномочиям администрации Твери. Еще до 2014 года в городе было около 1200 рекламных конструкций. В мае 2014 года главой администрации стал Юрий Тимофеев, который воспользовался истечением срока действия старой схемы, начал выдавать предписания на демонтаж и разрабатывать новую схему всего на 300 объектов.
Но в сентябре 2016 года Юрий Тимофеев покинул пост, а в декабре того же года депутаты законодательного собрания Тверской области перераспределили полномочия в области рекламы в пользу региона. Губернатор Игорь Руденя упустил возможность промолчать и сказал слова про «белый оборот» и прочую «законность».
Правительство Тверской области получили право утверждать схему размещений рекламных конструкций, выдавать разрешения на монтаж и предписания на демонтаж. Если коротко, то с конца 2016 года где быть баннеру, а где — нет, решают областные чиновники, точнее главное управление архитектуры и градостроительной деятельности.
Деньги, между тем, оставили в бюджете Твери и как раз по этой статье город получил 339,1 тыс. руб. Как пишет контрольно-счетная палата в заключении на отчет администрации Твери, правительством до сих пор не утвердило схему, не определило типы и виды конструкций, а также не установило регламент выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Все это, по мнению КСП, приводит к тому, что деньги не поступают в бюджет.
В реальности это не совсем так, что КСП в дальнейшем фактически и признает. Владельцы рекламных конструкций выплачивают в бюджет средства за размещение и эксплуатацию своих конструкций. Только делают они это фактически добровольно, после досудебное претензии департамента экономического развития администрации Твери.
Деньги в бюджете учитываются как доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Вместо запланированных 5,05 млн руб. в 2019 году поступило 16,2 млн руб., что в 3,2 раза больше.
В городе сейчас около 250 рекламных конструкций. Из-за отсутствия новой схемы, все они фактически являются незаконными. Но их никто не сносит, а владельцы даже регулярно вносят в бюджет платежи. Делают они практически добровольно, сразу после получения досудебное претензии от города.
Досудебная претензия — обязательная стадия. Компании должны получить основания, иначе в отсутствие договора и схемы, они занимались бы «благотворительностью». Администрации же досудебная претензия необходима, чтобы обосновать поступление средств.
Раньше компании даже судились с городом, не желая платить в отсутствии схемы. Но суд все равно становился на сторону городу, потому что невозможность работать законно, не означает, что можно не платить за размещенные банеры.
С 2015 года, когда суды рассматривали много аналогичных дел, крупные городские рекламные компании — «Позитив-реклама», «Рост-реклама» и др. — все кто до сих пор владеют конструкциями, перестали обращаться в суд и платят сразу и добровольно. Потому что если не платить «добровольно», то завтра твои рекламные конструкции снесут, потому что они незаконные.
По факту, в настоящий момент в Твери нет законного рынка наружной рекламы. Но баннеры есть и в бюджет поступает около 10 млн руб. в год «добровольно» и на совершенно «законных» основаниях. Войти в рекламный бизнес Твери со стороны в настоящий момент невозможно, потому что нет ни одного законного способа это сделать. Фактически, в городе нет конкуренции в рекламе.
Правительство Тверской области создала пул совершенно лояльных компаний, которые будут отказываться вывешивать рекламу оппозиционных партий во время выборов и добровольно размещать социальную перед праздниками. Вероятно, если понадобится, то могут внести посильный вклад в строительство какого-нибудь собора. Идеальная ситуация для губернатора. Вот так по его мнению и выглядит «белый рынок рекламы».
Есть версия, что у Игоря Руденя просто не доходят руки до рекламы. Но судя по тому, что для него ситуация идеальная — скорее это осознанное нежелание выводить бизнес в легальное поле.
Заставить главное управление архитектуры разработать схему и принять все сопутствующие документы пыталась прокуратура Тверской области. В мае 2019 года она подала иск с требованием признать бездействие незаконным. Но арбитражный суд Тверской области не стал рассматривать иск, сделав вывод о не подведомственности дела.
В суд общей юрисдикции прокуратура до сих пор не обратилась.