Найти тему
Все котята Твери

Реклама добровольно вошла в бюджет

Фото Тверские ведомости
Фото Тверские ведомости

В бюджет Твери в 2019 году поступило всего 339,1 тыс. руб. в виде платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Это всего 1,8% от запланированной суммы. Сами владельцы рекламных конструкций в итоге все равно платят, но условно добровольно.

На тему обратил внимание портал tver24.com

Администрация Твери внесла в тверскую гордуму отчет об исполнении бюджета города за 2019 год. По статье доходы «в виде платы по договору за установку и эксплуатацию рекламных конструкции, а также средств от продажи права на заключение указанного договора» поступило 339,1 тыс. руб. вместо запланированных 19,2 млн руб. или 1,8%.

 Скрин отчета
 Скрин отчета

Администрация объяснила низкое исполнение статьи отсутствием утвержденной на уровне региона схемы размещения рекламных конструкций.

Скрин пояснительной записки отчета
Скрин пояснительной записки отчета

До конца 2016 года наружная реклама в Твери относилась к полномочиям администрации Твери. Еще до 2014 года в городе было около 1200 рекламных конструкций. В мае 2014 года главой администрации стал Юрий Тимофеев, который воспользовался истечением срока действия старой схемы, начал выдавать предписания на демонтаж и разрабатывать новую схему всего на 300 объектов.

Но в сентябре 2016 года Юрий Тимофеев покинул пост, а в декабре того же года депутаты законодательного собрания Тверской области
перераспределили полномочия в области рекламы в пользу региона. Губернатор Игорь Руденя упустил возможность промолчать и сказал слова про «белый оборот» и прочую «законность».

Скрин новости на ТИА
Скрин новости на ТИА

Правительство Тверской области получили право утверждать схему размещений рекламных конструкций, выдавать разрешения на монтаж и предписания на демонтаж. Если коротко, то с конца 2016 года где быть баннеру, а где — нет, решают областные чиновники, точнее главное управление архитектуры и градостроительной деятельности.

Скрин закона Тверской области
Скрин закона Тверской области

Деньги, между тем, оставили в бюджете Твери и как раз по этой статье город получил 339,1 тыс. руб. Как пишет контрольно-счетная палата в заключении на отчет администрации Твери, правительством до сих пор не утвердило схему, не определило типы и виды конструкций, а также не установило регламент выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Все это, по мнению КСП, приводит к тому, что деньги не поступают в бюджет.

Скрин отчета КСП
Скрин отчета КСП

В реальности это не совсем так, что КСП в дальнейшем фактически и признает. Владельцы рекламных конструкций выплачивают в бюджет средства за размещение и эксплуатацию своих конструкций. Только делают они это фактически добровольно, после досудебное претензии департамента экономического развития администрации Твери.

Деньги в бюджете учитываются как доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Вместо запланированных 5,05 млн руб. в 2019 году поступило 16,2 млн руб., что в 3,2 раза больше.

Скрин отчета КСП
Скрин отчета КСП

В городе сейчас около 250 рекламных конструкций. Из-за отсутствия новой схемы, все они фактически являются незаконными. Но их никто не сносит, а владельцы даже регулярно вносят в бюджет платежи. Делают они практически добровольно, сразу после получения досудебное претензии от города.

Досудебная претензия — обязательная стадия. Компании должны получить основания, иначе в отсутствие договора и схемы, они занимались бы «благотворительностью». Администрации же досудебная претензия необходима, чтобы обосновать поступление средств.

Раньше компании даже судились с городом, не желая платить в отсутствии схемы. Но суд все равно становился на сторону городу, потому что невозможность работать законно, не означает, что можно не платить за размещенные банеры.

Скрин одного из дел
Скрин одного из дел
Скрин одного из дел
Скрин одного из дел

С 2015 года, когда суды рассматривали много аналогичных дел, крупные городские рекламные компании — «Позитив-реклама», «Рост-реклама» и др. — все кто до сих пор владеют конструкциями, перестали обращаться в суд и платят сразу и добровольно. Потому что если не платить «добровольно», то завтра твои рекламные конструкции снесут, потому что они незаконные.

По факту, в настоящий момент в Твери нет законного рынка наружной рекламы. Но баннеры есть и в бюджет поступает около 10 млн руб. в год «добровольно» и на совершенно «законных» основаниях. Войти в рекламный бизнес Твери со стороны в настоящий момент невозможно, потому что нет ни одного законного способа это сделать. Фактически, в городе нет конкуренции в рекламе.

Правительство Тверской области создала пул совершенно лояльных компаний, которые будут отказываться вывешивать рекламу оппозиционных партий во время выборов и добровольно размещать социальную перед праздниками. Вероятно, если понадобится, то могут внести посильный вклад в строительство какого-нибудь собора. Идеальная ситуация для губернатора. Вот так по его мнению и выглядит «белый рынок рекламы».

Есть версия, что у Игоря Руденя просто не доходят руки до рекламы. Но судя по тому, что для него ситуация идеальная — скорее это осознанное нежелание выводить бизнес в легальное поле.

Заставить главное управление архитектуры разработать схему и принять все сопутствующие документы пыталась прокуратура Тверской области. В мае 2019 года она подала иск с требованием признать бездействие незаконным. Но арбитражный суд Тверской области не стал рассматривать иск, сделав вывод о не подведомственности дела.

Скрин решения суда
Скрин решения суда

В суд общей юрисдикции прокуратура до сих пор не обратилась.