Найти в Дзене
Gornovosti | Красноярск

Письмо милой Оле. Вспоминаем историю красноармейца Дмитрия Разенкова

“Добрый день или вечер, милая моя Оля, и посылаю я вам свой красноармейский привет”, — так начинается письмо Дмитрия Разенкова своей жене и детям, написанное 14 июня 1943 года. Увы, оно стало последним в его жизни: спустя три месяца солдат получил тяжёлое ранение и перед Новым годом скончался в госпитале.

Дмитрий Разенков родился в 1910 году в Озёрском сельсовете Больше-Полянского района Курской области (ныне Тербунский район Липецкой области). За два месяца до войны будущий рядовой 308-го стрелкового полка прошёл переподготовку и уходил на фронт пулемётчиком. Дома остались жена Ольга и трое сыновей, которые больше никогда не видели отца.

В каждом своём письме красноармеец Разенков переживал за детей и интересовался, как обстоят дела. Судя по строкам на истлевшей от времени бумаге, боец не терял духа даже в самые сложные моменты.

“Милая моя Оля, посылаю тебе сердечный привет. Передавай привет моим сыночкам, и желаю вам всего наилучшего”, — писал домой Дмитрий в 1943 году. В том же письме боец просил жену почаще отвечать ему и беспокоился за детей. Послание заканчивается словами: “Папа жив и здоров”.

Спустя некоторое время Разенков попал в госпиталь. Подлечившись, он вернулся на поле боя. Перед этим, разумеется, было послание домой: всё в порядке, жив-здоров.

“Оля, меня из госпиталя выписали, и завтра я еду на фронт, вступаю в бой. Если будет возможность, то учи и учи ребят. Я от вас писем не получаю, потому что у меня подробного адреса не было. Пока, милая моя Оля”, — писал домой Дмитрий в июне 1943 года. В конце стоит адрес полевой почты, куда могли приходить письма: 04-104-68-443.

Правда, к тому моменту мать угнали в плен, а на родных просторах начиналась Курская битва. Трое ребятишек фактически остались сиротами.

— Я помню ту войну, лично её видел, и немцев тоже помню, — рассказал старший сын красноармейца Василий Разенков. — Когда мать угнали, нас отправили в детский дом, который базировался в Тюмени. Там мы жили до конца войны, я даже два класса успел закончить.

А в это время пулемётчик Дмитрий Разенков сражался под Смоленском. Увы, там его и настиг вражеский снаряд. Врачи боролись за жизнь солдата, но последствия ранения оказались слишком тяжёлыми.

“Разенков Дмитрий Иванович в боях за Советскую Родину, верный воинской присяге, проявив мужество и геройство, 14 сентября 1943 года был тяжело ранен и 30 декабря 1943 года умер в эвакогоспитале № 2843. Похоронен в деревне Буда Думиничского района Смоленской области”, — сухие строки похоронки стали последней вестью с фронта для Ольги.

К тому времени супруга погибшего солдата уже вернулась в родной Озёрский сельсовет. Своих детей она увидела только после войны.

— Мне тогда было восемь лет, — вспоминал Василий Дмитриевич. — Ко мне подошли и спросили: знаю ли я, откуда приехал и где живёт мама. Я назвал адрес, и через некоторое время мы с братьями вернулись домой. Так там и жили, а в 1959 году я по комсомольской путёвке переехал в Красноярск.

В ТЕМУ

Родственником Дмитрия Разенкова является Герой Советского Союза Гавриил Разенков — старший лейтенант артиллерии, погибший в феврале 1944 года под Киевом. Перед смертью он успел в одиночку подбить пять немецких танков.