Найти тему
ВастасьЯ

Пусть дети не увидят войны. Интервью которому уже больше 40 лет.

Из личного архива.
Из личного архива.

Тридцать лет минуло со дня окончания Великой Отечественной Войны. Тридцать лет мирной жизни, мирного труда. И всё же как сейчас помню войну.

Она застала наше отделение, которым я командовал, на пути к Ленинграду, ехали мы на учения. Ребята, в большинстве молодые, энергичные, не представляли (и я в том числе) всего ужаса войны, думали всё быстро кончится. Но вот в районе Великих лук и Невеля начались бомбёжки, продвигаться было невозможно. Нас до глубины души, до боли поразил вид сожжённых деревень, трупы местных жителей, солдат погибших под фашистскими танками. Особенно больно было глядеть на убитых детей. У меня была самая мирная профессия—профессия учителя. Дети для меня—это олицетворение жизни, будущего, у меня уже было двое собственных ребятишек. А тут фашисты не жалея, стреляли в детей... Так в наших сердцах родилась священная ненависть к фашизму...

Тогда, в первые дни, на участке, куда мы попали, линия фронта ещё не определилась. Мы помогали населению Великих Лук, Невеля рыть окопы, минировали все места, где возможно было появление фашистов. Мы их видели и слышали. Вели они себя нагло, устраивали себе праздники, фейерверки, орали песни. И мы, наше отделение, и другие, часто наведывались к ним "в гости". Многих не досчитывались фрицы после таких визитов, многие нашли свою смерть на наших минах.

Мне довелось в районе Великих Лук и Невеля освобождать от немцев деревни. Особенно запомнился один случай, когда машины с нашими солдатами чуть не  въехали в расположение врага, в одну из деревенек. Спас нас от верной гибели мальчик, пионер, как жалко, что я не помню его имени. Едем, а он стоит с  поднятой рукой. Остановились, и мальчик сказал, что на нашем пути немцы. Мы их выбили тогда из той деревни.

Я сейчас с большой благодарностью вспоминаю всех людей, которые помогали нам, солдатам. Как только они ни старались, чтобы помочь нам бить пришельцев: смотрели за ранеными, поили, кормили нас, молоденькие девушки, парни, женщины не жалели себя, лишь бы нам помочь.

С тяжёлым сердцем покидал я товарищей, как будто бы сам был виноват в своём ранении, так хотелось быть с ними. Год пролежал в госпитале, на фронт больше не пустили, стал инвалидом, вернулся домой, к учительской работе. А потом с 1954 года — завод, решил работать здесь, внести и свой вклад в восстановление народного хозяйства. Трудно было, но вспоминалась война и работалось с новой силой, стремились сделать всё, чтобы война не повторилась.

За эти годы выросли мои дети, работают, войну знают по моим рассказам, по книгам, фильмам. Через несколько недель я ухожу на пенсию. Всё что мог, я сделал для Победы, для укрепления мирных завоеваний. И самое большое моё желание— чтобы детям всего мира не пришлось никогда увидеть войны.

Ксерокопия газеты  Омская правда.
Ксерокопия газеты Омская правда.

P.S. Интервью моего деда ветерана и инвалида Великой Отечественной Войны, который не дожил до сегодняшних дней.

Низкий поклон моим дедам и прадедам которые воевали за нашу Родину! Низкий поклон моим бабушкам и пробабушкам которые трудились в тылу не покладая рук. Низкий поклон всем кто отдал свои жизни за нас, за наше будущее. Этот бесценный подвиг мы будем помнить всегда. Спасибо вам за мирное небо над нашими головами. Спасибо вам за то, что мы есть!