В предыдущей статье было больше написано о возможных причинах ухудшения памяти, тут же поговорим о том как можно улучшить ситуацию.
Часть первую можно почитать тут: https://zen.yandex.ru/media/id/5ea3288a81c82f6d90ee2e89/sposoby-uluchsheniia-pamiati-i-predotvrasceniia-ee-poteri-s-vozrastom-chast-1-5eb5d26240916f1d4ab15daa
Итак, несколько способов, которые помогут вам запоминать лучше:
Используйте все ваши чувства
Чем больше чувств вы используете в обучении, тем больше мозг будет вовлечен в сохранение памяти. Так что бросьте вызов всем своим чувствам, когда решитесь на незнакомое. Например, попробуйте угадать ингредиенты по мере того, как вы будете чувствовать запах, и попробуйте новое блюдо для ресторана. Попробуйте скульптуру или керамику, заметив ощущение и запах используемых материалов.
Поверьте в себя
Мифы о старении могут способствовать ухудшению памяти. Ученики среднего и старшего возраста хуже справляются с заданиями по памяти, когда они подвержены негативным стереотипам о старении и памяти, и лучше, когда сообщения о сохранении памяти в старости являются положительными. Люди, которые считают, что они не контролируют свою функцию памяти, с меньшей вероятностью будут работать над сохранением или улучшением своих навыков памяти и, следовательно, с большей вероятностью будут испытывать ухудшение когнитивных способностей.
Экономьте использование мозга
Если вам необязательно вспоминать, где вы положили ключи, или время празднования дня рождения внучки, вы сможете лучше сконцентрироваться на том, чтобы учиться и запоминать новые и важные вещи. Воспользуйтесь планировщиками, картами, списками покупок, папками с файлами и адресными книгами, чтобы сохранить доступ к повседневной информации. Назначьте место дома для своих очков, сумочки, ключей и других вещей, которыми вы часто пользуетесь. Устраните беспорядок чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы и сосредоточиться на новой информации, которую вы хотите запомнить.
Как насчет курса памяти?
Если курс по улучшению памяти Вас заинтересовал, выберите курс, который проводят медицинские работники или эксперты в области психологии или когнитивной реабилитации. И убедитесь, что он сфокусирован на практических способах решения повседневных проблем. Держитесь подальше от курсов, в центре внимания которых компьютерные или концентрационные игры, которые, как правило, не помогут вам в решении реальных жизненных проблем.
Результаты, которые вы получите на курсах памяти, будут во многом зависеть от того, какие усилия вы вложите в них. Исследования показывают, что люди, которые хорошо справляются с этими курсами, отличаются не столько своим возрастом или здоровьем, сколько сильной мотивацией к практике.
Повторите то, что вы хотите знать
Когда вы хотите вспомнить что-то, что вы только что услышали, прочитали или подумали, повторите это вслух или запишите. Таким образом, вы укрепляете память или связь. Например, если вам только что сказали чье-то имя, используйте его, когда говорите с ним или с ней. Если вы кладете одну из ваших вещей куда-нибудь, кроме его обычного места, скажите себе вслух, что вы сделали. И не стесняйтесь попросить повторить информацию.
Обычные камни преткновения в памяти
В книге "Семь грехов памяти": Как забывает и помнит разум" (Mariner Books, 2002), профессор психологии Гарвардского университета и исследователь Даниэль Шактер (Daniel Schacter) выявляет несколько общих недостатков памяти, которые могут испытывать здоровые люди всех возрастов. Некоторые из них могут становиться более выраженными с возрастом, включая следующие:
- Скоротечность.
Скорее всего, вы забудете информацию вскоре после того, как узнаете ее, и существует тенденция к дальнейшему забвению фактов и событий с течением времени. В нашем мозгу удерживается только та информация, которая используется. Если вы что-то не используете и не вспоминаете, то вы это скоро забудете. Скоротечность может показаться признаком слабости памяти, но ученые считают ее полезной, потому что она очищает мозг от неиспользуемых воспоминаний и уступает место более новым, более важным.
- Блокировка.
Кто-то задает вам вопрос, и ответ на него прямо на кончике вашего языка - вы знаете, что знаете это, но вы просто не можете об этом подумать. Это самый знакомый пример блокировки, временной невозможности восстановить память. Блокирование происходит не потому, что вы не обращали внимания, или потому, что память исчезла из вашего мозга. Во многих случаях она блокируется другой, похожей памятью. Например, вы называете старшего сына именем младшего или наоборот. Блоки памяти становятся все более распространенными с возрастом и являются причиной многих проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди при запоминании имён. Хорошая новость заключается в том, что около половины заблокированных блоков памяти можно восстановить в течение минуты.