Давно хотела написать о своих родных...фронтовиках. Рука вот только не поднималась. Не потому, что не люблю, не помню, не чту, а оттого, что ничего, вернее, почти ничего не знаю о своих предках.
На фото дед по маме - Теплов Никифор Герасимович. Спокойный, одухотворенный взгляд. Таких, как дед, называют "идейными". В начале жизни он свято верил в коммунистическое будущее. Станичный кубанский мальчишка получил высшее партийное образование в Ленинграде, и, начав карьеру с высоких позиций, плавно съезжал по служебной лестнице, потому что не терпел лжи и воровства. Когда выпивал, то с гордостью говорил, что его потомкам никогда не будет за него стыдно, ведь никогда ничего себе не присвоил. А так и было, семья не отличалась достатком.
Дед, а нам и не стыдно! Мы гордимся, что являемся твоими потомками!
Деда Никифора не стало давно, когда мне еще не исполнилось и трех лет, поэтому его совсем не помню. Знаю о нем кое-что от мамы, да из рассказов земляков - у кого- то был начальником в ФЗУ (Фабрично-Заводское училище), у кого- то преподавал , а кому-то, в командировке, просто нашел необходимое лекарство...Не искала специальных встреч и рассказов о предке, но когда в поселке (где он прожил много лет) узнавали чья я внучка, земляки, с добрым сердцем, пускались в добрые воспоминания о нем, моем скромном, ничем не примечательном, на первый взгляд, дедушке. И это спустя 40 лет после его ухода!
Образованный, скромнейший, интеллигентнейший человек. Знаю, что защищал родную Кубань от фашистов. Но никогда, не единого раза, три его дочери не слышали рассказов о героических подвигах. Умер дед в страшных мучениях в 1976 году от гангрены. Вот и все мои познания о деде, ни разу не проявившегося казачьей удалью и залихватством, коих хватает в нашем крае.
Но совсем недавно, из Дома Культуры, который возглавлял какое- то время дед, сообщили, что в архивах сохранилась запись, что дед Никифор имел орден Красной Звезды! Мама припомнила, что в детстве игрались какими- то ..."медальками", которые дед никогда не носил. Так вышло, что после смерти родителей, дочки не получили из наследства ничего, даже награды деда... Вот так, до нас, внуков и правнуков, только сейчас, прямо в канун 75-летия Великой Победы, дошла эта информация.
С другого фото на меня смотрит бабушка - Анастасия Сергеевна Воронова. Тогда еще Настя, Настенька. Юная, полная жизни. За ее плечами уже был голодомор в Поволжье, а Великая Отечественная была еще только впереди. Взгляд надежды, что вот теперь все будет хорошо! Казалось, что страшнее голода и быть ничего не может...
Бабушки не стало в тот самый месяц, когда мне исполнилось 4 года. На память осталось лишь одно совместное фото. О том, что бабушка воевала и была комиссована с ранением в живот, дети узнали через десятки лет после ее ухода. И опять ни слова о прошлом. Только "Беломор" у печки поздними вечерами и с рассветом. Тихая, скромная, даже кроткая, но сильная Женщина, моя бабуля... В 54 года ее не стало...
Вот такие они, мои старики. Таких как они - миллионы. Большинство ветеранов будто закапсулировали свое страшное прошлое. Поднимали страну, растили детей. И молчали о горестях, которые выпали на их долю.
Но есть мы, потомки - уже третье, четвертое и даже пятое послевоенное поколение. Слышите, слышите нас, победители?
МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ! МЫ НЕ ЗАБУДЕМ! ПОКА ЖИВЕТ НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ - МЫ НЕ ЗАБУДЕМ....
Друзья, приглашаю на мою странную, но всегда искреннюю страничку.
Непростая история моей семьи...
О фронтовичке Ольге Брониславовне, а для нас, дворовой ребятни, просто Баболе...