Недавно для себя открыл интересную особенность императорского "образа" Причастия. Оказывается, что в императорской, и даже раньше, в царской России, самодержавцы причащались также, как и священнослужители - входили Царскими вратами в Алтарь, причащались у Престола, раздельно Тела и Крови Христовых.
Такую традицию, насколько мне стало известно, начал Алексей Михайлович Романов (1645-1676). Он перенял этот обычай из Византии, где императоры всегда причащались в Алтаре. Царь помазывался на свое царство, а значит, как помазанник Божий и сподобившийся благодати Святого Духа, он мог причащаться в Алтаре. К такому заключению сначала пришли в Византии, а после и у нас.
Как "помазанник" он входит в Алтарь Царскими Вратами (здесь стоит сказать, что Царские врата являются Царскими потому, что через них входит и исходит к верным Сам Христос Господь - истинный Царь - в Таинстве Евхаристии, а не потому что через них проходил земной царь). В византийской традиции император уподоблялся диакону (служителю, ибо Царь все же понимался как служитель Церкви Христовой, будучи сам ее членом), а потому мог и причащаться как диакон.
Особенно интересен тот факт, что в Эфиопии долгое время император и его приближенные возводились в диаконский чин для причащения в Алтаре и возможности следить за службой.
А теперь скажу о том, что меня потрясло. Оказывается в России также причащались и императрицы! Первой стала императрица Анна Иоанновна (1730 год). Скорее всего это было обусловлена пафосом императорского дома в те времена, что не может не огорчить. Так же причащалась и Елизавета Петровна, о чем мы имеем ясные исторические свидетельства.
«Ея́ Императорское Величество Архиерейскою рукою Царскими дверьми введена внутрь Олтаря и, стоя пред святою трапезою на златом ковре, соизволила принять от него перваго Архиерея святых Таин тела и крове Господни причастие, по чину царскому, то есть как причащаются священнослужители: особь от тела и особь от крове Христовы...» [Описание коронации 1742 года, Успенский Б. А. Литургический статус царя в Русской Церкви: Приобщение Святым Тайнам].
Таким образом могли причащаться только самодержавные императрицы, жены императоров причащались у Царских врат. Наконец, заметим, что такое причащение очень скоро сделалось возможным только единожды в жизни - во время миропомазания на царство.
С конца XVII века причащение по чину священнослужителей вводится в коронационный обряд, и монархи причащаются так только при коронации.
Раздельное причащение для мирян было "упразднено" в IX веке, а до этого все христиане причащались раздельно. Подробнее об этом: "Раздельное Причастие мирян - это норма?". А сегодня так может причаститься мирянин на литургии апостола Иакова, которая совершается в Православной Церкви однажды в год (иногда чаще).