Найти тему

Причащение императоров у престола. И императриц (!)

Недавно для себя открыл интересную особенность императорского "образа" Причастия. Оказывается, что в императорской, и даже раньше, в царской России, самодержавцы причащались также, как и священнослужители - входили Царскими вратами в Алтарь, причащались у Престола, раздельно Тела и Крови Христовых.

Такую традицию, насколько мне стало известно, начал Алексей Михайлович Романов (1645-1676). Он перенял этот обычай из Византии, где императоры всегда причащались в Алтаре. Царь помазывался на свое царство, а значит, как помазанник Божий и сподобившийся благодати Святого Духа, он мог причащаться в Алтаре. К такому заключению сначала пришли в Византии, а после и у нас.

-2

Как "помазанник" он входит в Алтарь Царскими Вратами (здесь стоит сказать, что Царские врата являются Царскими потому, что через них входит и исходит к верным Сам Христос Господь - истинный Царь - в Таинстве Евхаристии, а не потому что через них проходил земной царь). В византийской традиции император уподоблялся диакону (служителю, ибо Царь все же понимался как служитель Церкви Христовой, будучи сам ее членом), а потому мог и причащаться как диакон.

Особенно интересен тот факт, что в Эфиопии долгое время император и его приближенные возводились в диаконский чин для причащения в Алтаре и возможности следить за службой.

А теперь скажу о том, что меня потрясло. Оказывается в России также причащались и императрицы! Первой стала императрица Анна Иоанновна (1730 год). Скорее всего это было обусловлена пафосом императорского дома в те времена, что не может не огорчить. Так же причащалась и Елизавета Петровна, о чем мы имеем ясные исторические свидетельства.

-3
«Ея́ Императорское Величество Архиерейскою рукою Царскими дверьми введена внутрь Олтаря и, стоя пред святою трапезою на златом ковре, соизволила принять от него перваго Архиерея святых Таин тела и крове Господни причастие, по чину царскому, то есть как причащаются священнослужители: особь от тела и особь от крове Христовы...» [Описание коронации 1742 года, Успенский Б. А. Литургический статус царя в Русской Церкви: Приобщение Святым Тайнам].

Таким образом могли причащаться только самодержавные императрицы, жены императоров причащались у Царских врат. Наконец, заметим, что такое причащение очень скоро сделалось возможным только единожды в жизни - во время миропомазания на царство.

С конца XVII века причащение по чину священнослужителей вводится в коронационный обряд, и монархи причащаются так только при коронации.

Раздельное причащение для мирян было "упразднено" в IX веке, а до этого все христиане причащались раздельно. Подробнее об этом: "Раздельное Причастие мирян - это норма?". А сегодня так может причаститься мирянин на литургии апостола Иакова, которая совершается в Православной Церкви однажды в год (иногда чаще).