Напомню факт, о котором уже писал. Развалив Фонд Культуры, тишайший, по прозванию "совесть нации", академик Лихачёв на английский манер уехал со съезда фонда, вместе с рекомендованным на своё место бесагоном. Все дружно смылись, отправив делегатов попить чаю. А после чая делегаты их обоих так и не дождались. Я взял на себя ответственность сказать съезду, что произошло. Продолжения съезда не было.
Хочу сказать, что меня это не удивило, после случая с жалобой зав библиотеки Фонда Культуры, на перевод из здания на гоголевском бульваре в какое-то неподготовленное под библиотеку помещение.
Причем требование , типа- немедленно.
По поручению комиссии по Культуре Моссовета я поехал в фонд, чтобы разобраться на месте. Библиотека на первом этаже со свободным доступом. Много стеллажей с книгами в самых разных переплётах и разных периодов издания. зав библиотекой попросила её подождать. По причине спора с кем-то по вопросу срочного,-" освободите помещение!". Я стал просматривать тематические наклейки над книгами на стеллажах.
Вопрос древней русской письменности и памятников литературного наследия эпохи древней Руси мне были интересны с юношеских пор. Загадки, подделки, причины отсутствия памятников письменных, противоречия сведений из летописей.
Читал и Лихачёва, как знатока и имеющего по этому направлению звание академика. Правда, к описываемому времени я уже по своему жизненному опыту имел критическое отношение к этому званию. К сожалению были и такие "профсоюзные академики"- люди с административными заслугами, а не научными. Но по вопросам письменных памятников, сомнений не было.
Мена привлёк один корешок брошюры, тоненькой, ветхой, формата А4.
Текст набран на серой бумаге, обложка полужесткая серо-голубая, тусклая, потрёпанная. Прямо, какой-то зачитанный самиздат. Место издания Киев, год 1918. Начинаю читать и узнаю известные рассуждения и уже читанные когда-то, но автор незнакомый. Что такое? И вдруг, читая дальше, в голове рождаются знакомые интонации узнаваемого голоса. Лихачёв!? Смотрю обложку, автора,( кажется с префиксом профессор) год и место издания. Думаю. может это учитель и наставник Д.Лихачева? И тут подходит заведующая библиотекой. Приятная женщина с классической русской внешностью, полноватая, с открытым и разгоряченным лицом от предыдущего разговора, она смотрит на брошюру, на меня. В глазах вопрос.
- Вы её уже начали читать?
-Да, но это же Лихачёв?!
-Заметили?
-Да, по-видимому это его учитель, наставник?
-Нет.!
-Так это же плагиат.
И из нашего разговора выяснилось, что эта женщина была аспиранткой Лихачёва. Когда она наткнулась на эту работу и показала её академику, тот рассвирепел . Где вы это достали, я этого никогда не видел, и вообще вам надо работать над своей темой диссертации. Непонятная злость. Человека, как бы подменили. Она потом сравнивала тексты работ академика, выводы и позиция крутились около результатов работы 1918 года. Отношения с руководителем испортились. Она вынуждена была уйти от руководителя. Диссертацию завершила без его руководства.
Как и всякий рассказ, краткая судьба героев. Бесагон, став преемником тишайшей "совести нации" в Фонде культуры, под девизом "стыдно быть бедны" устроил на верхнем этаже ресторан, в ресторане произошел пожар, библиотека испорчена напрочь водой, которую пожарные не жалели. Здание старинное, деревянные конструкции.
Все разошлись по английской традиции.