Во время арабского завоевания в VII веке н.э. в Египте и западной Азии более двух тысячелетий процветала стеклоделия, и стекольщики в этих регионах занимались своим делом, несмотря на происходящие вокруг них важные политические, социальные и религиозные перемены. В Византийской и Сасанидской империи стекольщики унаследовали многие из техник своих предшественников, включая выдув стекла, использование пресс-форм, манипулирование расплавленным стеклом с помощью инструментов и декоративное нанесение расплавленного стекла. Исламское производство стекла с седьмого по четырнадцатый век также было в значительной степени новаторским и стало свидетелем таких славных этапов, как превосходная рельефная резка стекла и впечатляющие позолоченные и эмалированные предметы, что установило его превосходство в производстве стекла во всем мире.
Хотя многие из этих предметов, возможно, и не были изготовлены под покровительством правителя, они, безусловно, "подходят для султана". Исламское стекло можно лучше изучать в соответствии с техникой его манипуляции - от выдувных сосудов без декора до мозаичного стекла, от выдувного, горячей обработки, резки и гравировки до расписных предметов, хотя сосуды, изготовленные после XVII века и оказавшие большое влияние на европейскую торговлю, могут быть изучены в соответствующем историческом контексте.
В области исламского искусства стекло - это ремесло, которое часто достигало совершенства, но в значительной степени упускалось из виду искусствоведами. Тысячи анонимных стекольщиков, от Каира до Дели, с гордостью передавали свои знания из поколения в поколение, экспериментируя с цветами, формами, техникой и украшением поверхности этого необычайно многогранного материала. Их самые выдающиеся результаты, полученные из государственных и частных коллекций по всему миру, способствуют широкому признанию художественных форм исламского стекла - подходящего наследия для этого древнего ремесла.
Инструменты стеклоделов
С момента изобретения стеклодувия в первом веке до н.э. стеклодувные мастеры используют те же самые инструменты для моделирования, манипулирования и декорирования расплавленного стекла. Выжили только две формы из средневекового исламского мира, но базовая технология непромышленного стеклоделия и используемые инструменты не изменились.
Выдувная труба представляет собой трубу из железа или стали, обычно длиной около пяти футов, для выдувания или сбора расплавленного стекла. Пресс-формы используются для нанесения декоративных узоров на парад. Погружные формы имеют типичную форму конического стакана, но двух- или трехкомпонентные откидные формы также использовались в исламском мире. Понтиль - твердый металлический стержень, который наносится на основание сосуда, чтобы удерживать его после того, как он отрезан от дыхательной трубки, - стал распространенным инструментом в ранний исламский период (VII-VIII в.). Понтиль оставляет на основании нерегулярную кольцеобразную отметку, известную как "отметка понтиля". Деревянные блоки, домкраты и ножницы используются для формирования объекта. Блоки используются для формирования собирающегося в сферу до надувания; домкраты - для формирования рта открытого сосуда; ножницы - для обрезки лишнего горячего стекла в процессе производства. Мрамор - гладкая плоская поверхность камня или металла, по которой закатывается размягченное стекло - также является важным инструментом стекло производителя. Конечно, ни один инструмент не был бы столь полезен без ловкости и таланта стекольщика.
Археологические раскопки
Научные раскопки чрезвычайно важны для лучшего понимания истории, искусства, архитектуры, градостроительства и повседневной жизни конкретного объекта. С точки зрения материальной культуры, стеклянные предметы и фрагменты уступают по количеству только керамике в большинстве исламских памятников, предлагая широкий спектр форм, цветов и украшений для анализа.
Однако существует ряд проблем, связанных с изучением раскопок исламского стекла. Только в исключительных случаях на стеклянных предметах имеются информативные надписи с указанием имен и дат. Как предметы роскоши, которыми торговали и обменивали, так и простые емкости для масел, духов и всевозможных жидкостей, исламское стекло циркулировало по всему исламскому миру и вплоть до юго-восточной Азии, северного Китая и Европы. Стекло также отгружалось в больших количествах в виде культов (кусков стекла и выброшенных разбитых сосудов), пригодных для переплавки и недорогого изготовления нового стекла. Так, например, стекло бутылки, созданной в Египте, могло быть переработано вплоть до Средней Азии; возможно, был изготовлен новый предмет, имеющий химический состав, обычно приписываемый египетским сосудам, но форму и отделку, предполагающую иное происхождение. Хотя для ученых очевидно проблематично определить место или дату производства, раскопанные предметы могут быть очень полезны для лучшего понимания хронологии и происхождения исламского стекла. Три наиболее плодовитых раскопок, которые дали стекло в исламском мире - это Фустат (Старый Каир) в Египте, Самарра в Ираке и Нишапур на северо-востоке Ирана.