Найти тему
Зэ Мьюзик

Винтон Марсалис представляет на экране джаз Бадди Болдена: "He Was Bringing Fire".

Сразу скажу, мое отношение к джазу очень скептическое. С одной стороны очень не дурно, труба плюс саксофон плюс неповторимый голос вокалистов, простых работяг из неблагополучных слоев населения, которые хотели играть и петь музыку, и наверно у них это получилось. Но все же, русскому человеку это кажется чем-то совершенно далеким. Однако, я попробовал погрузиться в маленький островок этой необъятной музыкальной страны.

Как бы ни был изобретатель джаза, этим человеком был бы Чарльз "Бадди" Болден. Но несмотря на то, что на рубеже XX века он прославился как влиятельная фигура в джазе, о жизни афро-американского корневиста и композитора известно очень мало. Нет ни одной записи о Болдене, который перед смертью в 1931 году провел более 20 лет в психушке.

И вот, озакомился с творчеством Винта Марсалиса и посмотрел его фильм.

Так как же вы пишете музыку для музыканта, которого никогда не слышали? Вы записываете Винтона Марсалиса, одного из самых награжденных джазовых композиторов и исполнителей. Проверенный послужной список Марсалиса сделал его подходящим человеком для создания и исполнения музыки для Болдена: Где музыка началась, джазовая биопея в театрах 3 мая о новоорлеанском корнет плеере.

Большая часть сюжета фильма происходит из городских легенд, окружающих Болдена. Задача Марсалиса - создать музыку, которая бы соответствовала этим историям. Одна сцена в начале фильма проходит на пикнике. Бадди и его менеджер парят высоко над общественным парком на воздушном шаре, и, по настоянию его менеджера, Бадди прыгает и вылезает из воздушного шара в сторону пикников. Но как только его парашют открывается, Болден приподнимает корнет к губам и дует, отвлекая внимание от ансамбля, играющего на эстраде.

До того, как Болден пришел, оркестр Робишо играл по американским меркам.

"Они играли с большим чувством. Просто они не импровизировали, а Бадди Болден олицетворяет тот дикий, свободный дух, в котором он действительно представлял совершенно новый способ игры музыки", - отмечает Марсалис.

Болден и его группа обогнали оркестр Робишо и устроили бодрящее шоу, используя элементы звонка и отклика, теперь хорошо известные в джазе. Марсалис позаботился о том, чтобы две конкурирующие песни в этой сцене говорили друг с другом.

"Я уважаю манеру игры Робишо", - говорит он. "Я просто думаю, что импровизация была слишком большой". Это была такая новая вещь, и сам Бадди Болден был такой магнитной личностью и гением, как музыкант, что когда ты услышал его звук, он был ошеломляющим". Это было настолько танцевально и заразительно, что Робишо, его стиль не мог соперничать со стилем Бадди".

Именно импровизация и возмутительное чувство шоу Болдена отличали его от других музыкантов того времени. "Бадди Болден был как Прометей", - говорит Марсалис. "Он принёс огонь! И он также синтезировал стили, которые существовали в то время. Он мог играть сладкое в вальсе. Он мог играть красивые мелодии, но он также мог кричать и кричать, как сестра в церкви".

Чтобы представить себе этот фирменный звук, Марсалис говорит, что, во-первых, он должен был сделать некоторые предположения о том, насколько хорош был Болден - "Его звали Король Болден" - а во-вторых, он должен был сделать композитный звук, основанный на трёх рожковых музыкантах, на которых оказал влияние Болден и которые были записаны в их собственной жизни. Этими тремя преемниками были Фредди Кеппард, который играл в стиле регтайм, Банк Джонсон, который играл со сглаженным звуком и очень прямым свинцом, и Король Оливер, который, по словам Марсалиса, играл с достоинством, "но при этом создавал много вокальных звуков".

Я сложил эти три стиля вместе и подумал: "Хорошо, все эти три музыканта были под влиянием Бадди Болдена, так что они взяли аспект личности Болдена, чтобы построить свою игру". Так что Болден мог играть лучше всех трёх из них", - говорит Марсалис.

Когда речь зашла об игре в стиле Болдена, Марсалис говорит, что он постарается воплотить то, как он представлял себе Болдена: Энергичный, авторитетный и окончательный. Марсалис часто держал ноту до конца своего дыхания и играл сильные партии.

В фильме Болден наслаждался метеоритным подъемом и в какой-то момент, выступал каждую ночь. Марсалис отмечает, что поклонники часто говорили, что Болден играл так, как будто его сердце разрывалось.

В целом, воспоминания об этом клочке их жизни остались вот такими. Вряд ли это кому-либо будет интересно, но записать мне самому было необходимо, дабы потом перечитать, и сказать себе: "Зачем я это посмотрел?"

Спасибо если вдруг прочитали)

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/10/11/11/jazz-1658886_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/10/11/11/jazz-1658886_960_720.jpg