За последний месяц на мой канал запросы в духе “бас-гитарист”, “роль бас-гитары в группе”, “зачем нужен бас”, приводили посетителей 67 раз. Игнорировать такую тенденцию мне не позволяет совесть. Сегодня я дам посетителям то, чего они хотят.
На первый взгляд, он стоит где-то позади и дёргает “нули” под бочку. У обычного слушателя из-за этой картины невольно возникает вопрос: а зачем группе участник, который просто где-то там неприметно стоит? Сегодня я хочу вам рассказать, что этот участник отнюдь не лишний. Я изложу три причины, почему бас-гитарист необходим любой рок-группе.
Причина первая: создание “драйва”.
Я, конечно, могу посоветовать погуглить “metal songs without bass” и послушать. Но в самом топовом примере просто вырезан кусок частот из конечного микса (в т.ч., низы гитары). Поэтому просто обойдусь словами.
Бас-гитариста плохо заметно в миксе, однако его отсутствие ощущается. Потому, что его диапазон - на октаву ниже, по сравнению с гитаристом. Если гитарист перестраивает свой инструмент, то басист тоже. Это и есть первая и самая главная причина - заполнение частот в нижнем регистре. Именно этот участок и называют “драйвом”.
Причина вторая: поддержка ритмической структуры.
Вы никогда не задумывались, почему в английском языке слова “бас” (bass) и “основа” (base) звучат очень похоже? Следующий абзац заставит вас над этим задуматься.
Я думаю, вы и без меня знаете, что барабанщик задает ритм. Однако бас-гитаристу тоже необходимо иметь чувство ритма ощутимо “выше среднего”. Дело в том, что бас - инструмент не настолько простой, насколько принято считать широким кругом слушателей. Бас не просто подчёркивает ударные, он также является основой композиции. Музыкант этим инструментом обыгрывает ритмический рисунок и чем сложнее он это делает, тем круче. Помимо этого ему никто не запрещает разбавлять свою партиями различными фишками.
Причина третья: особые знания и особый взгляд на песни.
В неакадемических музыкальных направлениях исторически сложился образ гитары как центрального инструмента. Он приобрел большую часть современного вида во времена Новой Волны Британского Хэви Метала. В данном контексте я хотел отметить то, что за это время для гитары было придумано много разных элементов темброблока. Как следствие, обработка стала значительно проще.
А вот для баса - нет и это ключевой момент в этой мысли. А всё потому, что бас не обладает такой универсальностью - обычный слушатель плохо слышит ноты в нижнем регистре. Да, сейчас есть инструменты с 5-6-7-и-так-далее струнами, но факт остаётся фактом.
Как говорится, хочешь жить - умей вертеться. В условиях ограниченных возможностей, рано или поздно начнёшь слышать больше нюансов в звуке. А такие знания формируют совершенно иной взгляд на музыкальные композиции.
Про бас-гитаристов могут шутить сколько угодно. Но один факт неоспорим: хороший игрец на басу ценится всегда. Умение держать ритм, подыгрывать гитаристу, накрутить звук без всяких там “грелок” и “квакуш”, да ещё при этом разбавлять свою игру различными фишками - у какого участника группы ещё могут быть такие обязательства? И на этой высокой ноте я своё повествование закончу.
Смотрите также:
Мой список любимых бас-гитаристов (мужчины)
Мой список любимых бас-гитаристов (женщины)