Найти в Дзене
Ленин в камне

Почему психбольницу назвали в честь советского наркома?

Всегда считал, что больницы у нас названы в честь известных врачей, чей жизненный путь, так, или иначе, связан с этим лечебным заведением: Боткинская, Склифосовского, Пирогова, Мечникова. Психиатрическая же больница имени Скворцова-Степанова, что в Петербурге, является в этом смысле интересным исключением.
Иван Иванович Скворцов-Степанов (настоящая фамилия – Скворцов, а Степанов – литературный псевдоним) видный деятель коммунистической партии никогда не был врачом. Вот такой пассаж. Внезапно возникшая догадка о его диагнозе, при ближайшем рассмотрении также оказывается несостоятельной. Так, кто же такой этот Скворцов-Степанов и почему бывшей питерской психиатрической больнице № 3 посчастливилось носить его гордое имя.
Иван Иванович Скворцов, родился в 1870 году в подмосковном Пушкино в семье фабричного служащего. В 1890 году окончил Московский учительский институт. Учительствовал. Увлекся революционными идеями. Арест, тюрьма, ссылка, вступление в РСДРП(б), работа в большевистских изданиях. Одним словом, стандартная биография революционера-большевика.
Переломным годом в партийной карьере Скворцова-Степанова стал 1909 год, когда тот перевел на русский язык «Капитал» Карла Маркса. Перевод коммунистической библии был по достоинству оценен самим Владимиром Ильичом, как лучший русский перевод, что позволило Ивану Ивановичу стать заметным теоретиком-марксистом в РСДРП(б).
В ноябре 1917 года Скворцов-Степанов вошел в первый состав СНК РСФСР. В правительстве, видимо за перевод «Капитала», ему предложили пост наркома финансов, но он предложение не принял, сославшись на свои чисто теоретические познания. После четырех дней уговоров, пост Наркофина занял Вячеслав Рудольфович Менжинский (будущий сменщик Ф.Э. Дзержинского на посту ВЧК-ГПУ), а Скворцов-Степанов остался работать в партийной прессе, главредом «Известий» и ответсеком «Правды». Умер Иван Иванович в 1928 году от брюшного тифа, был кремирован и замурован в кремлевской стене.
По сложившейся традиции, после смерти видного большевика, которым без сомнения был Иван Иванович Скворцов-Степанов, его именем назвали несколько улиц в разных городах страны и типографию «Известий» в Москве. В 3-годовщину со дня смерти Ивана Ивановича, к улицам добавили еще и психлечебницу в Ленинграде.
Логическая цепь умозаключений данного переименования не сохранилась, поэтому нам остается лишь гадать. Быть может, соратники подозревали, либо знали наверняка, наличие у Скворцова-Степанова латентного профильного диагноза. И действительно, кто добровольно отказывается от поста Министра финансов, да и перевод «Капитала» не проходит бесследно для центральной нервной системы нормального человека.
Впрочем, конспирология здесь вряд ли уместна. В те прекрасные годы, лишенные стыдливой политкорректности, какую ни будь передовую скотобойню под Рязанью, вполне могли назвать именем товарища Орджоникидзе, а городской крематорий - революционерки Клары Цеткин.

фото из открытых источников
фото из открытых источников