Российский дизайнер и иллюстратор Илья Кувшинов живет в Токио. Сейчас он разрабатывает персонажей для сериала «Призрак в доспехах», который выйдет на Netflix в марте. Кроме того, он рисует иллюстрации для соцсетей, и это, по его признанию, приносит больший доход. На его аккаунт в Instagram подписано 1,6 миллиона пользователей, а почти тысяча патронов на Patreon платят ему более 2 тысяч долларов в неделю.
Начало
Все началось как раз с «Призрака в доспехах». Я посмотрел его, когда мне было шесть лет, и был впечатлен тем, что увидел. Я родился в Пензе, но в 11 лет переехал в Москву, там я начал учиться в художественном колледже. Параллельно я вращался в тусовке любителей японской анимации, познакомился с товарищем, у которого было много DVD с аниме, — я пересмотрел очень много всего.
В 17 лет я поступил в Суриковский институт на факультет архитектуры. С деньгами было очень туго, и я решил устроиться на работу — стал концепт-художником для онлайн-игр. Я разрабатывал и рисовал локации, предметы, объекты, персонажей. В итоге я решил не оканчивать институт, а углубиться в мир диджитал-иллюстрации и видеоигр, и ушел перед дипломным годом.
Я сначала был концепт-художником, потом мне досталась роль режиссера: я рисовал раскадровки, руководил всем процессом
Переезд
Я очень много смотрел аниме и понимал, что в Японии собрались главные профессионалы — самые серьезные режиссеры, аниматоры и художники этого стиля. Я не думал, что переехать туда просто, но в интернете я познакомился с русской девушкой, которая работает в Токио, мы стали общаться. Она рассказала мне, что некоторые ее знакомые приехали в Японию на два года по студенческой визе. Они ходят в языковую школу по четыре часа в день — учат японский, а остальное время у них свободно.
Это был октябрь 2014 года, мне было 24, и у меня почти не было сбережений, но были постоянные заказчики: я рисовал обложки для американских комиксов. Но пары обложек в месяц не хватало для того, чтобы оплачивать школу, общежитие, еду — в Японии все дорого. Мне помог аккаунт на Patreon.
Благодаря поддержке подписчиков я смог остаться в Японии и продолжил работать.
Однажды я потратил последние деньги из гонорара за комиксы, у меня остались 50 тысяч йен — я понял, что в следующем месяце не смогу оплатить школу и общежитие. Patreon был моей последней надеждой, и буквально первые 100 подписчиков принесли 500 долларов, а это те самые 50 тысяч йен, которые у меня оставались. Потом стало все потихоньку расти — благодаря поддержке подписчиков я смог остаться в Японии и продолжать работать.
Работа в Японии
Сейчас я женился и живу в Японии по семейной визе. Несколько лет назад я начал работать с местными студиями. Недавно в японских кинотеатрах вышел наш анимационный фильм Birthday Wonderland. Я получил эту работу благодаря тому, что режиссер фильма, Кейити Хара, нашел мой артбук в книжном магазине — он вышел в ноябре 2016-го. Как раз тогда он искал дизайнера персонажей, увидел на обложке странное имя — сначала решил, что это псевдоним какого-то японца. Он решил со мной связаться и выяснить, кто я. Так он узнал, что я из России, но, к сожалению, не высокая блондинка. Он предложил нарисовать несколько персонажей на пробу — и в итоге взял меня в проект.
Сначала мне поручили только дизайн персонажей, но был еще нужен дизайн локаций — объектов, с которыми персонажи взаимодействуют, техники (автомобили, велосипеды, танки), и так далее. Мне задали вопрос: «Не знаешь, кто это мог бы сделать?» Я спросил, могу ли я сам попробовать? Они согласились. Взамен я попросил научить меня, как быть режиссером и рассказать, как это все работает. Кейити Хара согласился. Так я увидел все этапы производства фильма, даже те, где мне не нужно было участвовать.
Режиссер Birthday Wonderland также познакомил меня с множеством людей в индустрии. Частично благодаря этим связям мне удалось стать ведущим дизайнером в новом «Призраке в доспехах». Кейити Хара познакомил меня с президентом компании Production I.G Исикавой Мицухисой (это одна из крупнейших японских анимационных студий, которая выпускала «Призрака»). Я ему сказал, что большой фанат этого фильма, и он подарил мне книгу с кадрами из первого фильма с автографом режиссера. Я был очень рад.
Сейчас не хватает людей в анимационных сериалах и фильмах. Есть несколько десятков человек на всю Японию, которые могут потрясающе анимировать.
Потом я спросил его: «Я слышал, что вы делаете новый сериал по „Призраку“, — вам не нужен художник?» Он ответил, что нужен. Я по почте послал ему несколько эскизов, их показали режиссеру и в итоге предложили мне эту работу. Без того разговора я бы точно не получил ее. Исихава Мицухиса — пожилой человек, он вряд ли бы нашел меня в интернете.
Сейчас нехватка людей в анимационных сериалах и фильмах. Есть несколько десятков человек на всю Японию, которые могут потрясающе анимировать, но им нужно распределять нагрузку, они не могут вести сразу десять проектов, потому фильмов выходит мало. Художников, рисующих фан-арт, намного больше, но у них нет опыта в анимации. Здесь нужно посмотреть, как дизайнер нарисовал персонажей, что задумал режиссер и воплотить это в движении.
Люди в анимации работают по 12–16 часов в день и получают довольно мало. Поэтому здесь рады любой помощи — нет никакого негатива по поводу того, что я из России. Когда русский мальчик говорит, что хочет не только дизайн персонажей, но еще и другую работу, ему отвечают: «Мы не можем тебе отказать, ты нам очень поможешь».