Найти тему
FilmPro - всё о фильмах

Самые кассовые фильмы 2019 года в России

Кассовые сборы - эта та часть фильма, которая во многом определяет его будущее. Сегодня мы предлагаем вам ознакомится с кинокартинами, которые собрали больше всего денег в России в 2019 году

«Король Лев» (2,639 млрд рублей, 10 миллионов 894 тысячи зрителей)

Минувший год стал рекордным для компании Disney: мировые сборы проектов студии превысили 11,1 млрд долларов. В России фильмы студии также пользовались огромной популярностью, заработав около 14 млрд рублей. Каждый четвертый рубль в прошлом году приходился на диснеевскую продукцию. Причина очевидна: родителям недостаточно включить своим чадам фильм на Netflix или Amazon, ребенку нужно красочное зрелище на большом экране. А когда это зрелище еще и попадает в ностальгический настрой родителей... Оригинальный мультфильм 1994 года стал классикой. На его художественный ремейк в кинотеатры повели своих детей люди, которые росли на старом «Короле Льве». Причем в России у поколения 1990-х не было шанса посмотреть мультфильм на большом экране из-за отсутствия в те времена цивилизованного проката, и в 2019 оно с лихвой наверстало упущенное.

«Мстители: Финал» (2,594 млрд рублей, 8 миллионов 764 тысячи зрителей)

-2

В начале 2020-го немного забавно вспоминать о том, что первый фильм киновселенной Marvel, «Железный человек», вышел в 2008 году и собрал в нашей стране 223 млн рублей (с учетом СНГ). Причем в те времена это считалось большим успехом: популярность кинокомиксов в нашей стране была не столь очевидной. Поэтому 1,5 миллиона зрителей, купивших билеты на «Железного человека», казались огромной армией. Дальнейшие события продемонстрировали, что это было только началом.

Бренд Marvel довольно быстро оказался под крылом компании Disney. Та начала вкладывать сотни миллионов долларов в производство новых фильмов и развивать успех, популяризуя других персонажей комиксов Marvel — Халка, Тора, Капитана Америка и так далее. Первая часть «Мстителей», в которой несколько супергероев объединяются для борьбы с очередным вселенским злом, вышла в 2012. Это был первый кинокомикс, преодолевший миллиардный рубеж — его сборы составили 1,204 млрд рублей.

Пока в DC судорожно пытались нащупать новые точки роста (не обошлось без приглашения режиссера первых и вторых «Мстителей» Джосса Уидона на досъемки «Лиги справедливости»), сборы Marvel в России улетали в космос. В общей сложности за 11 лет вышло 23 марвеловских фильма. Самым кассовым из них стал «Финал», который впервые среди кинокомиксов перешел рубеж в 2 млрд рублей.

«Холоп» (2,324 млрд рублей, 8 миллионов 500 тысяч зрителей - официальные данные на 12 января, прокат продолжается)

-3

Комедия Клима Шипенко большую часть своей грандиозной кассы собрала уже в 2020 году в ходе так называемой новогодней битвы. Однако, как мы уже говорили ранее, стартовала картина 26 декабря, что позволяет ей уверенно войти в тройку лидеров среди фильмов 2019 года.

Прежде всего успех «Холопа» свидетельствует о том, что кинопрокат переживает ренессанс российской комедии. Звезда этого жанра в течение десятилетия несколько раз ярко вспыхивала на прокатном небосклоне. Можно вспомнить, например, результат «Горько!», собравшего 810 млн рублей в 2013 году. Но впервые за 1,5 миллиарда сборы у комедии перевалили в 2017, когда вышел «Последний богатырь» (1,672 миллиарда). Интересно, что «Холоп» и «Последний богатырь» — фактически родные братья. Они близки не только сюжетно и концептуально (и в том, и в другом фильме главный герой из современности попадает в архаичный мир), но и по месту рождения — оба фильма произведены студией Yellow, Black and White. Продюсеры этой компании, похоже, нащупали то, что нужно аудитории российского кино прямо сейчас: российский зритель хочет развлекательного контента с фантастическим элементом. Этот контент не должен избегать скабрезностей, но при этом не делает на них основную ставку. И обязателен нравоучительный хеппи-энд. Фактически два главных хита Yellow, Black and White — это романы воспитания с полным моральным преображением героя в финале.

«Т-34» (2,256 млрд рублей, 8 миллионов 793 тысячи зрителей)

-4

Четвертым фильмом 2019 года, заработавшим в прокате больше 2 млрд рублей, стал отечественный военный экшен Алексея Сидорова. Вообще, столь большое количество картин, превысивших отметку в 2 миллиарда, — рекорд для нашего проката. Например, в 2018 году это не удалось сделать ни одному фильму, а среди релизов 2017 года столь впечатляющими достижениями может похвастать только «Движение вверх» (2,968 млрд рублей). В 2019 году выросло и количество картин, заработавших свыше 1 млрд рублей — таковых набралось 16 против 10 годом ранее.

«Т-34» отвечает за масштаб и зрелища. Из вдоль и поперек исследованного жанра военного фильма Сидоров и продюсеры вычленили аттракционную составляющую, сделав ставку на зрелищные танковые бои. Основную драму они дали чуть ли не пунктиром, попутно выбросив из фильма идеологическую составляющую. «Т-34» — это российская «Ярость», то есть в первую очередь крепкий боевик, а уже потом все остальное. Именно такой подход к фильмам о Великой Отечественной оказался самым разумным в коммерческом плане: ни один фильм о войне и близко не собирал в России столько ни до, ни тем более после «Т-34».

«Малефисента: Владычица тьмы» (1,919 млрд рублей, 7 миллионов 669 тысяч зрителей)

-5

Всю осень прошлого года американские аналитики не уставали писать о том, как слабо выступает этот проект в национальном прокате. Радоваться действительно было нечему: в США сиквел собрал вдвое меньше оригинала, выходившего в 2014-м. Не в полной мере оправдала себя ставка и на международный прокат. Первая «Малефисента» принесла Disney 517 млн долларов из-за рубежа, «Владычица тьмы» ограничилась 377,5 млн долларов.

На большинстве важных территорий фэнтези с Анджелиной Джоли выступило хуже фильма пятилетней давности, но не в России. Здесь картина о злой фее улучшила показатели первой части почти на 50%: в 2014-м «Малефисенте» с учетом СНГ покорилось 1,306 млрд рублей. На самом деле такие фильмы, как «Владычица тьмы», идеально попадают в массовый вкус российского кинозрителя.

«Джокер» (1,891 млрд рублей, 6 миллионов 816 тысяч зрителей)

-6

Пожалуй, главную сенсацию российского проката в прошлом году сотворил именно этот фильм. Ставки на него изначально были достаточно высоки, но все же еще за пару месяцев до выхода фильма Тодда Филлипса в прокат любой аналитик сказал бы, что для «Джокера» будет счастьем добраться до 1 млрд рублей. Победа на Венецианском кинофестивале не столько обнадеживала, сколько настораживала: не слишком ли в фильме все сложно для массового зрителя? Первые рецензии также не настраивали на позитивный лад. Их авторы честно сообщали, что в «Джокере» практически нет экшена и фантастических элементов, фильм не столько мрачный, сколько надрывно-злой. Такие ингредиенты в одном коктейле для поклонников кинокомиксов еще не смешивали.

Результат превзошел все ожидания. «Джокер» стал самым кассовым комиксом DC в России, обойдя «Отряд самоубийц» (1,588 млрд рублей), получил высочайшие оценки киноманской аудитории и стал едва ли не самым обсуждаемым зарубежным релизом года. Феномен «Джокера», кажется, не столько в его стилистике, сколько в угле зрения: герой комиксов здесь предстает не просто маленьким человеком в борьбе со вселенским злом, а униженным и оскорбленным в поисках справедливости. Его превращение в опасного социопата авторы прямо связывают с равнодушием жестокого капиталистического государства, отказавшего едва сводящему концы с концами герою в необходимых лекарствах. Отчаянная месть главного героя над сильными мира сего (их олицетворяют медиа, крупный бизнес и в конечном счете власть) — это рефлексия нового поколения на тему многочисленных психологических травм, выражение бессильной злобы, которая накопилась у зрителей во всем мире. Не случайно «Джокер» собран из ранних фильмов Мартина Скорсезе, которые также апеллировали к самым свежим и не до конца проговоренным травмам общества.

В России левая идеология фильма Филлипса, вероятно, понимается с поправкой на национальный контекст: самая активная часть аудитории, возможно, демонстрирует так солидарность с протестными настроениями. Любопытно, что почти одновременно с «Джокером» чуть более тихую сенсацию в прокате сотворил «Текст» Клима Шипенко (392 млн рублей сборов при бюджете в 75 млн рублей) — главное отечественное гневное киновысказывание на злобу дня в 2019 году. .

«Холодное сердце 2» (1,818 млрд рублей, 7 миллионов 500 тысяч зрителей - официальные данные на 12 января, прокат продолжается)

-7

Новогодние каникулы принесли сиквелу «Холодного сердца» титул самого кассового мультфильма 2019 года в российском прокате. Впрочем, это тот случай, когда в российском офисе Disney могут испытывать легкое разочарование из-за итогового результата: релиз явно намеревался сместить с трона «Зверополис» (2,082 млрд рублей) и стать самым кассовым мультфильмом в истории. Но не срослось, и в основном из-за недостаточной универсальности продукта.

«Как приручить дракона 3» (1,699 млрд рублей, 6 миллионов 650 тысяч зрителей)

-8

Мультфильм предсказуемо стал самым кассовым релизом DreamWorks в России, обойдя показатель «Шрэка навсегда» (1,579 млрд рублей с учетом СНГ). Проверенная временем анимационная франшиза не подвела и в этот раз. Среди продукции Universal «Как приручить дракона 3» занимает первое место в минувшем году.

«Тайная жизнь домашних животных 2» (1,485 млрд рублей, 6 миллионов 929 тысяч зрителей)

-9

Еще один релиз Universal в полной мере ожиданий не оправдал, ухудшив показатели первой части на 20%. Впрочем, при сборах в районе полутора миллиардов рублей грех жаловаться на недобор, это все равно феноменально успешный итог для незамысловатого мультфильма.

Вообще, анимационные релизы стали настоящей золотой жилой и основным источником заработка Universal в нашей стране. Сразу четыре мультфильма дистрибьютора попали в топ-20 по итогам года: помимо «Дракона» и «Домашних животных», это «Семейка Аддамс» и «Эверест». Для сравнения: самый кассовый игровой релиз компании, комедия «Отпетые мошенницы», расположился в конце четвертого десятка по сборам за 2019 год.

«Аладдин» (1,219 млрд рублей, 4 миллиона 936 тысяч зрителей)

-10

Замыкает итоговую десятку «Аладдин» — еще один игровой ремейк анимационной диснеевской классики. Здесь к ностальгической семейной аудитории могли добавиться и фанаты Гая Ричи, который давно уже стал русским народным режиссером. Судя по сборам «Меча короля Артура», фильмы британца в России любят сильнее, чем где бы то ни было. Впрочем, «Аладдин» стал одним из главных международных хитов 2019-го, так что в данном случае Disney и Ричи совместными усилиями сделали универсальное развлечение для публики любой национальности.