Когда впервые услышала слово ХАЙП, подумала – очередное заимствованное слово с Запада. Подумала в тот момент: как и многих его предшественников, ХАЙП используют в речи бездумно, лишь бы выглядеть современно. Извините автора за прямоту, но у меня всегда такое поведение вызывает отторжение. Помните популярное «100500»? Неужели нет других цифр? Думается, их бесконечное множество. Тогда почему в каждом диалоге с людьми из разных регионов нашей необъятной встречаю именно эту цифру? С одной стороны, такие явления объединяют, с другой стороны – лишают нас некой оригинальности и повода пофантазировать. Остается только пожать руку того умника, который первым занес этого паразита в нашу речь.
Вернемся к моему очередному «любимому» чрезмерно популярному - на этот раз hype. Если набрать «hype» в поисковике Google, то первым появится перевод с английского на русский – «обман», второй перевод «надувательство» (информация актуальна на момент написания данной статьи, 05.05.2020). По запросу на английском языке Википедия отвечает следующее: Хайп (англ. hype) — агрессивная и навязчивая реклама, целью которой является формирование предпочтений потребителя (источник: Антонович И. И. Современный капитализм, социология кризиса: производство. — Вышэйшая школа, 1987. — С. 151—152. — 256 с.).
По запросу на русском языке Википедия показывает сразу два значения. Одно из них описано выше, второе – аббревиатура от англ. HYIP — High Yield Investment Program. Не буду грузить читателя тем, что он и так сам может загуглить при желании, обрисую общую информацию. HYIP означает разновидность финансовой пирамиды, в общем смысле это проект. В еще одной очень любопытной статье находим оригинальное авторское мнение: «Hype — шумиха, ажиотаж, крикливая реклама и в том числе обман, возбуждение (эмоциональное) и т.д.» (источник: https://clck.ru/HCHQt ). Автор статьи на первое место ставит перевод значение «шумиха, ажиотаж», что, согласитесь, далеко от значения «обман» или «навязчивая реклама» в оригинальном переводе.
Если обратимся к словарю Мультитран, который часто меня выручает и заслуживает доверие у многих переводчиков, то можно найти вот такие варианты перевода: Hype (общ.) – подтсёгивание, подкрепление; оживление; надувательство; рекламная шумиха (напр, it's pure hype - no skin cream could be that good Olga Okuneva). Вот еще любопытный перевод по американской версии все в том же словаре - стимуляция (искусственная); крикливо рекламировать; раздувать; расхваливать (обыкн. незаслуженно). В моем понимании, именно этот перевод отражает то значение, которое максимально приближено к восприятию термина ХАЙП в русском языке современной молодежью.
Провела мини-опрос в кругу своих знакомых на тему того, как они понимают слово ХАЙП. Собрав все версии воедино и усреднив ответы, выявила определение ХАЙПа как «получения популярности за счет спекуляции непроверенными, но популярными фактами. Примером ХАЙПа могут быть желтая пресса, которая паразитирует на недостоверных новостях, на информации, которая кликабельна». Кликабельность – отношение числа кликов на рекламное объявление к числу показов, измеряется в процентах (прим. автора).
От существительного ХАЙП в богатом русском языке непринужденно и быстро родились новые формы: «хайпить», «хайпануть», «хайповый». Думаю, их значение можно опустить, интуитивно всем понятно.
Ознакомившись с вышеупомянутым материалом, просмотрев ролики в youtube, я делаю вывод и воспринимаю слово ХАЙП как способ привлечь внимание за счет популярной информации, ХАЙПОВАТЬ – использовать актуальные и популярные темы для раскрутки своего контента, зарабатывая просмотры и увеличивая кликабельность (канала на youtube, интернет-магазина, аккаунт в Instagram и не только). На сегодняшний момент хайповыми темами является «короновирус», «пандемия», «самоизоляция», «карантин», и сопутствующие запросы, такие как «защитные маски», «лечение короновируса», «количество зараженных». Кстати, ХАЙП очень удобен тем, что из одной темы можно создать несколько других. Таким образом, ХАЙПить можно не только на основном популярном запросе, но и на сопутствующих. Тут на помощь Вам приходят теги. Об этом далее.
Как правильно ХАЙПить?
Для начала нужно выбрать популярную тему. Наиболее кликабельными являются те, которые упоминаются в новостных заголовках в первых трех-семи строках поискового ресурса. Затем необходимо придумать, какое видео или статью Вы можете выложить на ХАЙПовую тему. Наиболее интересным я считаю развитие Вашего основного контента с использованием ХАЙПовой темы. Если вернуться к теме все той же самоизоляции, то в период ее ХАЙПовости удачными примерами считаю ролики о том, как сшить маски на канале швей, или бьюти-марафоны у известных бьюти-блогеров как способ спасения от депрессии и серости будней в период самоизоляции. Самое главное, без чего в современном мире невозможно раскрутить себя среди широкой публики – теги. Грамотно расставленные теги в описании обязательно вознаградят Ваши старания и потраченное время.
Справедливо будет отметить, что одна тема может оставаться ХАЙПовой как длительный, так и короткий период, буквально на несколько дней. Примером непродолжительного ХАЙПа могут служить мемы, которые стремительно быстро распространяются в интернет-пространстве после выступления политиков, громких или неоднозначных заявлений, забавных или необычных случаев, произошедших с селебрити и так далее.
Если признаться открыто и честно, то ХАЙП – это действительно способ привлечь внимание к своему контенту за счет как минимум частичного паразитизма. Для саморекламы в данном случае используются не свои собственные наработки, а уже готовый, пусть даже еще сырой материал. Далее адаптируется под имеющийся контент и вуа-ля: получаем новые видео, статьи, фото, которые начинают распространяться по сети как вирус.
Вполне справедливо читатель может обвинить меня в ХАЙПовстве, и будет отчасти прав. Оправдания ни к чему, добавлю только то, что выбор такой темы для статьи обусловлен прежде всего моим живым интересом к тому, как развиваются интернет-взаимодействия и какое влияние они оказывают на нашу повседневную жизнь. Если при этом мое увлечение или хобби помогает мне ХАЙПить – почему бы и нет? Все мы в равной степени имеем право на внимание и успех публики. Чего и Вам желаю!
Надеюсь, данная статья была интересна Вам. А если нет – то в интернете много чего другого ХАЙПового.