Даже в США признают, что наш самолет незаслуженно принижен
Загадочный американский военный журнал Military Watch Magazine в ко-торый раз задается вопросом: «Зачем китайцам российский Су-35 Flanker-Е+, если у них есть J20 „Черный орел“ пятого поколения?». Ответить на эту загадку пробовали практически все зарубежные и российские издания, которые специализируются на военной тематике.
В СМИ Поднебесной поясняют, что Су-35 оптимален по соотношению цены и боевых возможностей, а также заполняет нишу в ВВС КНР, как перехват-чик дальнего патрулирования.
Однако на Западе, да и у нас тоже, довольно популярна точка зрения, что инженерам из КНР нужен не столько истребитель, сколько движок АЛ- 41Ф1 (изделие 117), который устанавливается на Су-35. Дескать, китайцы мастаки обратного инжиниринга — разберут его на винтики и сделают лучше, или, по крайней мере, такой же.
Еще много пишут о том, что Пекин поддерживает Москву в ее стремлении совершенствовать линейку Су — может, русские что-нибудь такое приду-мают, что очень понравится Шэньянской авиастроительной корпорации, разработчику самолетов Поднебесной. Вот и заказывает Су-35 по доброте душевной.
Правдивы ли эти утверждения, судить сложно, хотя бы потому, что нет достоверных сведений из самой КНР, если не считать уже озвученной официальной позиции. Справедливости ради, «Черный орел» и впрямь оснащается силовыми установками разработки НПО «Сатурн», как, впрочем, и своими движками.
По скупой информации из КНР также известно, что китайцы сосредото-чились на движках Xian WS-15 для J-20 и Avic WS-13 для J-31. Насколько успешны эти проекты, тоже кроме самих китайцев никто не знает, а те умеют держать язык за зубами.
Точки зрения же западных экспертов в основном негативные. Так, гуру американской авиационной аналитики Билл Свитман, редактор Aviation Week и автор более 50 книг о военной авиации, скептически относится к прогрессу разработок WS-15 и WS-13. По его мнению, Пекину не удастся избавиться от «реактивной» зависимости от Москвы. Особенно это нагля-дно прояснится с вводом в эксплуатацию в России «изделия 30» для Су-57 — двухконтурного турбореактивного двигателя с рекордной тягой.
Правда, Свитману на глаза попадался отчет из китайского блога Sina, в ко-тором говорилось о положительных результатах испытания WS-15. Даже если это так, то движок для F-22 с идентичными характеристиками, про-шел огромный путь исправлений технических ошибок. Значит, русские опять будут впереди, когда китайцы доведут свою установку до полной кондиции. Повторимся, так считает редактор Aviation Week.
Вопрос не стоит в том, взлетит или нет J20 на WS-15 в демонстрационном полете и не в том, что сможет ли такой «Черный орел» выполнять ограни-ченное патрулирование. Главная проблема заключается в устойчивом сверхзвуковом полете тяжелых машин с полной нагрузкой и в условиях опасного маневрирования. Из американских программ только два само-лета достигли этого — F-15 и F-22, что стоило разработчикам титаничес-ких инженерных усилий.
В этом плане Су-35 считается отличным истребителем: он способен нести просто фантастическую нагрузку — 8 тонн ракет и бомб. Весь мир на авиа-салоне Ле-Бурже-2013 стал свидетелем его «блинов» — фигур высшего пилотажа, при котором самолет разворачивается на 360 градусов без по-тери скорости и высоты.
На русском «тридцать пятом» есть многое, что с учетом фантастического маневрирования и устойчивого полета на сверхзвуке делает его смерте-льно опасным для F-22 и F-35 — это РЛС с пассивной фазированной антен-ной решеткой «Ирбис», коллиматорный индикатор на лобовом стекле, полная цифровизация управления, электроприводы вместо гидроприво-дов, позволяющие осуществлять так называемое параллельное управле-ние.
«Из всех производимых самолетов, которые войдут в вглубь 21-го века и даже далее, американские F-35 Lightning II, китайские J-20 и российские Су-57 (тогда Т-50) находятся на вершине Олимпа, — писал еще в 2013 году Роберт Джонсон, главный редактор военно-оборонного отдела Business Insider. — Однако есть проблемы со всеми тремя самолетами пятого поко-ления. Россия же стремится заполнить этот пробел известным и надеж-ным реактивным самолетом Су-35, к которому она добавила передовую авионику».
Джонсон особо отметил, что Су-35 это истребитель 4++, только потому, что у него нет малозаметности. Что интересно: в США любая статья о Lightning II имеет упоминание о его принадлежности к пятому поколению. На форумах американских журналистов можно найти любопытную ин-формацию: Lockheed Martin через своих представителей платит от 5 до 10 баксов только за фразу об этом. Более крутые авторы получают намного больше. Это известный прием долговременных пиар-кампаний.
«F-35 — истребитель 5 поколения, хоть и видим на сверхзвуке».
«F-35 — истребитель 5 поколения, даже если ломается через полет».
«F-35 — истребитель 5 поколения, но его пушка все время бьет мимо».
«Можете, как угодно критиковать F-35, но обязательно напишите, что он „пятого поколения“, — сообщил некий юзер с ником truthful. — Это оправ-дывает все проблемы. Ведь „новому“ все прощают, как юной девице, кото-рая беспомощна в любви в отличие от зрелой женщине. „Пятое поколе-ние“ — это индульгенция».
И в самом деле, Роберт Джонсон, сравнивая нашу «сушку» с F-35, неожи-данно признал, что «трудно сказать, какой самолет лучше, но у первого нет проблем с полетом, от которых F-35, похоже, не может отделаться».
С тех пор прошло много времени для нашего динамичного века. 7 лет — срок, достаточный, чтобы подвести кое-какие итоги. Прежде всего, новые технологии обнаружения стелс-самолетов практически обесценили бы-лую незаметность F-22 и F-35. Это признают даже американцы. «Пентаго-ну придется смириться с ограничениями на сверхзвуковые полеты F-35», констатирует Объединенное управление программами F-35 Lightning II («F-35 Joint Program Office»).
«Потенциальный ущерб от устойчивых высоких скоростей влияет не толь-ко на планер F-35 и стелс-покрытие, но и на антенны, расположенные в задней части самолета, которые в настоящее время уязвимы для повреж-дения», говорится в последнем «Отчете о недостатках».
Здесь самое время вернуться к публикации Military Watch Magazine, в ко-торой говорится, что статус «пятого поколения» должен означать обяза-тельное превосходство над «четвертым», точно так, как «четвертое» было лучше «третьего». Эти термины, собственно, вводились для того, что зак-репить бесспорный факт. Сравните хотя бы F-15 (4-е поколение) и F-4Es (3-е поколение). Исход боя одного с другим был настолько очевидным, что не нуждался в туманных пояснениях.
Словом, с «пятым поколением» воевать должны только «пятые поколе-ния». Но для Су-35 эта простая и понятная схема классификации истреби-телей не работает, признает MWM. Прошедшие годы только подтвердили, что Су-35 и его легкий аналог МиГ-35, которому экспертное сообщество не отдало должное, имеют очевидные преимущества над разрекламирован-ными соперниками.
Ярким примером, сравнения Су-35 с американским F-22 и китайским J-20, является то, что Flanker-Е+ выигрывает за счет более высокой полезной нагрузки, двигателей трехмерной векторизации тяги, обеспечивающих «сверх маневренность», и инфракрасной системы поиска и отслеживания — возможностей, которых не хватает J-20 и F-22. Кроме того, системы радиоэлектронной борьбы Су-35 также считаются превосходящими, хотя это может не относиться к вариантам для экспорта в Китай.
Все это указывает только на то, что Су-35 относится к пятому поколению, пусть и с одним знаком «минус» — минус стелс, но никак не 4++. Следова-тельно, Су-57 — это чистая «пятерка». Эту ошибку нужно начинать исправ-лять хотя бы в России, что, бесспорно, усилит экспортный потенциал наше-го самолета. Так что китайцы точно знают, какой хороший товар покупают.
источник
Благодарю всех за внимание! Если было интересно, - подписывайтесь на мой канал, буду вам искренне рад! С уважением к вам, я.