Найти тему
A&V

Дюнкерк: ожидание смерти или спасения

Военная драма великого и гениального Кристофера Нолана, пятый фильм — не выстрел, а сброшенная бомба. Историческое полотно, превращенное в динамичную картину прошлого. Время то замедляется, то ускоряется, а тишина, как незримый, окровавленный герой, душит тебя, зрителя, во время просмотра. Дюнкеркская операция — легендарна сама по себе. Что же такого гениального сотворил Нолан в этот раз?

«Дюнкерк» имеет три временные линии:

  • Мол (одна неделя). Шесть солдат пытаются выбраться с материка, попасть любыми судьбами на корабль. Как снежный ком, сюжет начинается с одного (Финн Уайтхед), и постепенно группа растет, в зависимости от обстоятельств, на сцену выходят остальные: Анейрин Барнард , Гарри Стайлс и др. Диалогов мало; больше жестов, мимики, деталей, монотонности. Также параллельно нам показывают командира Королевского флота Болтона (Кеннет Брана) и полковника (Джеймс Д'Арси), которые наблюдают за тем, как 400000 человек ждут или спасения, или смерти. Бежать некуда.
  • Море (один день). Камера фокусируется на одном гражданском судне, которое направляют спасать солдат в Дюнкерк. Кому интересно, это приказ Черчилля, и в фильме «Темные времена» об этом говорится. На судне три героя, которые стараются поддерживать друг друга: отец (Марк Райлэнс), сын (Том Глинн-Карни) и друг сына(Барри Кеоган), которого столкнет со ступенек и убьет другой герой: его вытаскивают из воды во время переправы. Напуганный солдат, которого сыграл неподражаемый Киллиан Мёрфи. Локальное напряжение перемешивается с общим напряжением фильма. Лишь в конце, когда судно возвращается назад, выдыхаешь и понимаешь, что они спаслись (кроме Барри).
  • Воздух (один час). Самый динамичный момент. Три пилота патрулируют воздушное пространство над Дюнкерком. Подбивая один «Мессершмитт» за другим, они храбро сражаются. Весь успех быстро таит, когда самих пилотов начинают по очереди подбивать. Джек Лауден оказывается на судне спасенным; в этот момент три линии повествования сходятся в одну. Том Харди приземляется на берегу (заканчивается топливо), его берут в плен; тогда мы в первый и последний раз увидим врагов. Нет ни крови, ни месива: вся суть в напряжении.

Кристоферу Нолану пришлось переработать огромное количество материала, чтобы сделать огранку будущему проекту. Рассказы ветеранов, исторические свидетельства и чутье режиссера помогли сделать фильм на грани порядка и хаоса. Компьютерной графики минимально. Нолан старался создать не просто реалистичность, а использовать существовавшие тогда модели самолетов и кораблей. Смоделировать такое — тяжелейший труд и дорогой, поэтому у фильма такой раздутый бюджет.

— Вас удивило, что в «Дюнкерке» нет крови и кишок, хотя смерть всегда незримо присутствует в сюжете?
— А также нам не показывают врага! Разве что в самом конце, да и то в виде размытых теней. Это и вправду очень удивительно, особенно если учесть, что фильмы о войне часто кровавы и полны графического насилия. Это ведь нормально, это война, мы этого и ждем. Но, как мне кажется, в задачи Нолана входило создание ощутимого саспенса, и он не пытается от зрителя добиться реакции на визуальные ужасы или насилие. Как раз вся история подчинена попыткам сбежать от ужасов подальше.
Интервью с Киллианом Мерфи.
Кинопоиск.

Заработав 8 номинаций на Оскаре и выиграв 3 статуэтки — это более чем достойный результат. Ханс Циммер не изменяет себе: примешать к тонкому, почти белому шуму тиканье часов — страх и слоновьи мурашки. Оператор Хойте Ван Хойтема уровень показал тот же, что и в «1917», который вышел в 2019 году. Оскар ему не дали, как и режиссеру: фирменная фишка академии, чтобы не допустить ни капли справедливости.

Итог: это было сильно.

Событие, которое изменило мир

Официальные постеры фильма «Дюнкерк». Источник kinopoisk.ru
Официальные постеры фильма «Дюнкерк». Источник kinopoisk.ru

Саундтреки к фильму «Дюнкерк»

Также, ловите ссылки на другие фильмы и сериалы, основанные на реальных событиях: