Найти тему
Алана Лиханова

Привлекательность является мультимодальной: красота также находится в носу и ухе смотрящего. Часть №2

Эволюционное значение мультимодальных индексов привлекательности.

Существует несколько эволюционных объяснений относительно потенциальных адаптивных функций мультисенсорной интеграции в восприятии человека. Экстраполируя результаты работы над множественной сигнализацией у животных (Möller and Pomiankowski, 1993), гипотеза множественного сообщения предполагает, что каждый сигнал или сигнал отражает уникальное и независимое свойство общего состояния или качества индивида. Альтернативно, согласно гипотезе избыточного сигнала (или "резервного копирования") (Zuk et al., 1992; Thornhill and Grammer, 1999), каждая черта дает сходную и перекрывающуюся информацию. Следуя этой модели, люди обращают внимание на несколько признаков или модальностей, потому что в сочетании несколько признаков дают лучшую оценку общего состояния, чем любой отдельный признак. Гипотеза ненадежного сигнала (Möller and Pomiankowski, 1993) утверждает, что некоторые признаки являются ненадежными индикаторами общего состояния и поддерживаются только потому, что они относительно неконструктивны для производства и потому, что существует слабое предпочтение для них. Наконец, теория показателей пригодности (Miller, 1998, 2000a) утверждает, что генетическое качество индивида выражается сочетанием различных фенотипических признаков, каждый из которых указывает на фертильность и здоровье. Теория утверждает, что эти сигналы могут быть восприняты на расстоянии через различные каналы (зрение, слух или обоняние) и полезны не только для привлечения партнеров, но и для отпугивания хищников и устрашения соперников (Miller, 2000a). Соображения о показателях физической подготовленности выходят далеко за рамки физических черт и включают, например, интеллект и юмор (например, Miller, 2000b; Прокош и др., 2004; Howrigan and MacDonald, 2008; Sefcek and Figueredo, 2010). Все эти теории не являются взаимоисключающими, и степень их применимости к множеству показателей привлекательности, вероятно, будет варьироваться в зависимости от черт характера.

Некоторые исследования предполагают, что информация, измеряемая с помощью нескольких модальностей, может оказывать как независимое, так и аддитивное воздействие на суждения о привлекательности, например голоса, лица, тела и запахи тела могут давать некоторую частично избыточную информацию о качестве партнера, но также и некоторую не избыточную информацию. Например, лица и тела, по-видимому, вносят независимый вклад в общую атрибуцию привлекательности, причем лица объясняют значительно большую вариативность как для мужчин, так и для женщин, чем тела (Peters et al., 2007), предполагая множественную сигнализацию, однако, только в терминах одной модальности. Напротив, сочетание привлекательного лица с привлекательным голосом или запахом может привести к более высоким общим суждениям о привлекательности, чем представление какой-либо одной модальности (Ferdenzi et al., 2016), которые могут быть интерпретированы как поддержка гипотез избыточного сигнала. Тем не менее, даже при отсутствии визуальных сигналов, привлекательный голос (Писански и Файнберг, 2017) или привлекательный запах тела (Gueguen, 2001; Sorokowska, 2013b) может вызывать просоциальное поведение или генерировать положительные впечатления у других людей, а также может самостоятельно предсказывать индивидуальные различия в репродуктивном и социально-экономическом успехе (например, Puts et al., 2012). Таким образом, невизуальные индексы привлекательности могут объяснить дополнительное изменение "премии привлекательности", которое не учитывается при измерении только визуальной привлекательности (см. Также Saxton et al., 2009).

Сложная природа мультимодального восприятия.

Исследования, изучающие взаимодействие между модальностями, подчеркивают неизбежную сложность мультимодальной сенсорной интеграции, когда речь заходит о оценке привлекательности. Например, мужские предпочтения относительно женственности в женских лицах и голосах коррелируют, однако это кросс-модальное взаимодействие не всегда обобщается на оценки мужчинами других мужчин (O'Connor et al., 2013). С другой стороны, женщины предпочитают промежуточный уровень общей маскулинности и, как представляется, достигают оптимального среднего уровня этого измерения либо путем предпочтения промежуточного уровня маскулинности для каждой модальности или черты (например, внешний вид тела или акустика голоса), либо с помощью гибких кросс-модальных компромиссов (например, они могут предпочесть менее мужественные тела у мужчин с более мужскими голосами и наоборот) (Хилл и др., 2013). Кроме того, в исследованиях генетической комплементарности между партнерами обычно оптимальным является промежуточный уровень генетической несходности. В то время как люди склонны находить лица других людей с генотипами, сходными с их собственными, наиболее привлекательными, они предпочитают запахи тех, у кого разные генотипы. Таким образом, предпочтения лица и запаха могут использоваться в тандеме, чтобы отфильтровать неподходящих партнеров в любой крайности для достижения оптимальной комплементарности (Roberts et al., 2005; Но см. Winternitz et al., 2017).

Относительная важность каждой модальности может также динамически изменяться в процессе формирования отношений. Например, визуальные и вокальные характеристики, вероятно, будут более важными на ранних стадиях, тогда как запах требует более тесного и интимного физического контакта. Потенциальные партнеры могут использовать физический облик в качестве экрана первого прохода, в то время как запах потенциально передает дополнительную информацию во время последующего осмотра. Другие изменения в предпочтениях могут происходить в течение всего менструального цикла женщины. Было показано, что предпочтения женщин по отношению к мужским голосам (Pisanski et al., 2014b), запахи (Havlíček et al., 2005) и лица (Пентон-Воак и др., 1999) пик приходится примерно на время овуляции, однако остается неизвестным, обобщаются ли такие циклические эффекты на кросс-модальную интеграцию (обзор см., Havlíček et al., 2015).

Относительная важность различных черт или модальностей также может варьироваться в зависимости от контекста. Например, Currie and Little (2009), а также Confer et al. (2010) показали, что женское тело относительно более важно для оценки привлекательности мужчин в краткосрочном контексте отношений, в то время как внешний вид лица становится более критичным в долгосрочном контексте отношений. Это различие менее заметно в суждениях женщин о мужских чертах характера. Мужчины и женщины также отличаются относительной важностью, которую они приписывают различным атрибутам потенциального партнера. Например, в то время как мужчины больше полагаются на визуальные признаки, женщины уделяют больше внимания обонятельным сигналам (Havlíček et al., 2008).

Вывод.

Сложность того, что люди воспринимают как привлекательное, подчеркивает необходимость более глубокого исследования мультимодальной природы восприятия человека, каким бы сложным оно ни было. Помимо изучения каждой модальности так, как будто она существует независимо от других (чего в реальном мире чаще всего не происходит), исследователи непропорционально сосредоточились на визуальных показателях привлекательности, недооценивая влияние запаха и голоса. В недавнем и относительно широком теоретическом обзоре просоциальных предубеждений в пользу привлекательных людей Maestripieri et al. (2016) непосредственно упоминают о привлекательности голосов и запахов только один раз (см. Также Gangestad and Scheyd, 2005). Это относится и к более старым обзорам (например, Gangestad and Scheyd, 2005), а некоторые обзоры вообще не упоминают об этих модальностях (например, Buggio et al., 2012). Точно так же исследования, изучающие корреляты физической привлекательности (например, социальная компетентность, профессиональный успех), фокусируются главным образом на ее визуальных аспектах. Мы не можем игнорировать важный вклад, который кросс-модальные исследования могут внести в наше понимание эволюционного происхождения и социальных функций привлекательности и предпочтений партнеров. Мы надеемся, что все больше исследователей, интересующихся привлекательностью (и восприятием человека в более широком смысле), будут интегрировать визуальные и невизуальные маркеры привлекательности в свои исследования и тем самым способствовать лучшему пониманию мультисенсорной интеграции и той роли, которую красота играет в нашей повседневной жизни.

Заявление о конфликте интересов.

Авторы заявляют, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Источники: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00778