Смоленский авиационный завод – одно из многих предприятий Советского Союза, которые работали сообща, приближая славный День Победы.
В 1937 году на Смоленщине базировалась Смоленская бомбардировочная авиабригада.
Перед самой войной, в феврале 1941 года, на аэродроме Смоленск-Северный по инициативе Александра Голованова, впоследствии Главного маршала авиации, был сформирован 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк, который стал основой 3-й гвардейской дальнебомбардировочной авиационной дивизии и всей Дальней авиации в целом, которую впоследствии и возглавил Александр Евгеньевич Голованов.
В конце тридцатых годов XX века на Смоленском авиационном заводе велась подготовка к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, знаменитых советских штурмовиков, однако начавшаяся война сорвала эти планы. Фронт быстро приближался к Смоленску, предприятие пришлось срочно эвакуировать в Куйбышев, где строился завод № 122. Смоляне там составляли до 90% квалифицированной рабочей силы. Легендарные штурмовики Ил-2 стали, пожалуй, лучшими самолетами своего класса во всей Второй мировой войне и внесли бесценный вклад в Великую Победу.
Тяжелая обстановка первых месяцев войны привела к тому, что более 500 работников завода были вынуждены уйти на фронт. Кто-то трудился в авиаремонтных полевых бригадах, другие же сражались с оружием в руках, в том числе и выполняя опасные задания в тылу врага. Многие из них пали смертью храбрых.
25 сентября 1943 года советские войска освободили Смоленск. Завод был разрушен до основания: из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного. Благодаря инициативе директора завода М. А. Филатова, 3 февраля 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны, а 10 марта 1944 года издан Приказ № 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода № 35 в Смоленске завода по ремонту самолетов и моторов. Уже весной 1944 года под открытым небом был налажен ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7. Восстановленные машины улетали прямо на фронт…
В послевоенные годы в Советском Союзе развернулись масштабные работы, направленные на поиск останков и увековечивание памяти воинов, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины.
В результате из числа работников Смоленского авиазавода, погибших в 1941-1945 годах, были обнаружены останки более 100 человек, чьи имена установлены.
Сергей Григорьевич НИКОЛЬСКИЙ, генеральный директор АО «СмАЗ»:
Эти люди своим подвигом не могли не вызывать восхищения и побуждали быть достойным. Иногда, глядя на то, как самоотверженно они трудятся на своих местах, казалось, что они отдают некий неоплатный долг погибшим в боях, убитым врагами, умершим в нечеловеческих условиях войны.
И сегодня, спустя 75 лет после окончания войны, мы искренне гордимся подвигом наших отцов и дедов, защитивших Отечество от жестокого врага и спасших мир от нацизма. Их мужество и героизм, великая сила духа – наши память и совесть, яркий пример любви к своей Родине.
Желаю всем ветеранам, их семьям крепкого здоровья, мирного неба и благополучия.
С праздником Великой Победы!