Великий Шелковый путь (на узбекском – BuyukIpakYo’li, на казахском – Жiбек жолы, на киргизском – Жибек жолу) – знаменитый торговый маршрут, некогда соединявший Тихий океан и Средиземное море.
Сегодня это один из самых известных «брендов» Средней Азии. Турфирмы активно завлекают туристов, предлагая «окунуться в очарование Великого Шелкового пути».
Правда, мало кто имеет четкое представление о том, что же это за путь и как по нему нужно путешествовать.
Начнем с того, что термин «Шелковый – довольно условный. Хотя шелк и составлял значительную часть товарооборота, помимо него, по этому пути отправляли много других вещей.
В основном, это были предметы роскоши, необходимые аристократам: фарфор, ковры, пряности, драгоценности и рабы.
Товары народного потребления через весь континент не возили, и простолюдинам Востока и Запада приходилось жить натуральным хозяйством.
Великий Шелковый путь имел несколько вариантов. По Средней Азии основной маршрут проходил следующим образом: из западного Китая одна дорога шла по нынешней Алматинской области Казахстана, другая – через нынешнюю Киргизию.
Далее караваны проходили к северу от Тянь-Шаня или через Ферганскую долину в Самарканд и Бухару, оттуда – в Мерв (рядом с нынешним городом Мары в Туркмении), а оттуда – по южному берегу Каспия дальше на берега Средиземного моря.
Был еще один северный путь: через пустыни и степи западного Казахстана до северного берега Каспия и нижней Волги, откуда караваны шли к Черному морю.
Этот путь существовал со II века до нашей эры до XV века нашей эры, но почти никогда не функционировал как единое целое: товары из Китая доходили до Ближнего Востока через цепочку посредников.
Только трижды за всю историю Великий Шелковый путь контролировало одно государство: Тюркский каганат в VI веке, империя Чингизхана в XIII веке и империя Тимура в XIV веке.
Благодаря торговле, на всем протяжении Великого Шелкового пути, особенно в Средней Азии, возникли торговые города, новые дороги и караван-сараи, сочетавшие функции склада и гостиницы.
Появилась система чеков: отправляясь в путь, купец мог сдать деньги кому-то из крупных менял в обмен на расписку, а в другом городе получить деньги от его доверенного лица.
По этому пути распространялись культура, знания, технологии, религиозные учения. По нему путешествовали купцы и ученные, религиозные проповедники и воины, писатели и дипломаты.
Благодаря Великому Шелковому пути в раннем Средневековье секрет изготовления шелка попал из Китая в Среднюю Азию. Неизвестно, кто и где изобрел огнестрельное оружие, но именно благодаря этому торговому маршруту оно вскоре стало известно во всех цивилизованных странах Евразии.
Отплытие Васко да Гамы в Индию
Закат Великого Шелкового пути произошел из-за развития мореплавания. В XIV – XV вв. морская торговля стала гораздо менее затратным и более безопасным мероприятием, чем сухопутная.
Арабские корабли из Персидского залива и Красного моря шли вдоль берегов Азии и достигали Пекина быстрее, чем караваны верблюдов.
Вслед за арабами морские пути разведали и другие народы: в 1498 году Васко да Гама доплыл на своих кораблях в Индию, обогнув Африку, и открыл для европейцев торговый маршрут в Азию.
В итоге сухопутные пути через горы и пустыни оказались никому не нужны, а Средняя Азия перестала быть перекрестком Востока и Запада и местом, где разные народы обмениваются товарами, , культурами и технологиями.
Фердинанд фон Рихтгофен
Кстати, купцы, следовавшие по Великому Шелковому пути, так его не называли. Термин «Великий Шелковый путь» придумал в 1877 году немецкий историк и путешественник Фердинанд фон Рихтгофер.
Собственно, сегодня проехаться по Великому Шелковому пути – это значит пересечь Среднюю Азию с востока на запад одним из многочисленных маршрутов.
Например можно из Алма-Аты доехать через Бишкек, Тазар, Чимкент и Ташкент в Самарканд, либо проделать тот же путь через Бишкек и Ферганскую долину.
Из Самарканда можно поехать через Бухару в Туркмению, посетить Мерв и выехать в Россию под в районе Астрахани. Таким образом вы более или менее повторите путь древних купцов.
Надо ли вам оно – большой вопрос. Можно составить свой маршрут по Азии гораздо интереснее, съездив в те места, куда купцы заглядывали редко (например на Памир).