Все фотографии и иные изображения используемые в статье авторские. Любое использование без разрешение запрещено.
Так как в источниках бесперебойного питания (далее УПС или UPS) стоят обычные свинцово кислотные аккумуляторы с жидким электролитом и стекломатами, то они как и автомобильные нуждаются в обслуживании.
К сожалению и место их расположения (повышенные температурные режимы) и постоянный режим поддержания заряда около 13.8В активно способствуют высыханию матов. После чего такие аккумуляторы очень быстро деградируют и перестают работать.
Для того чтоб этого избежать, достаточно раз в полгода добавлять немного дистиллированной воды, равномерно в каждую банку. Проводить контрольно тренировочный цикл.
Как это сделать сегодня я вам подробно расскажу на примере одного аккумулятора.
Итак история его мне известна от момента установки в #УПС, по этому чуть проще будет, хотя даже при таком раскладе я не уверен в успехе всех операций. Куплен в 2019 году, в конце февраля установлен вместо родного. Кстати цены вполне демократичны.
Всё. Принесли когда при каждом включении бесперебойник долго и упорно верещал, но включался и работал. Нагрузку держал, давая компьютеру корректно завершить свою работу.
Поскольку #UPS работает в фирме, им никто не занимался. Режим работы стандартный для таких условий. в 8:00 включили, в 17:00 выключили. Но ночь питание отключено по всей линии. Перед установкой при помощи тестера акб были сняты его характеристики. При этом стоит учесть, что ёмкость ниже 10Ач выставить нам не дают. Зная эту особенность будем ставить те же значения при последующих измерениях.
При помощи аналогичного тестера снимаем характеристики на данный момент, чтоб в конце можно было сравнить и проследить динамику изменения его состояния. (Полный перечень необходимого оборудования в моем представлении выглядит как два варианта минимальный и максимальный)
Для того чтоб привести его в порядок, необходимо снять верхнюю крышку и долить воды.
Для этого подойдет либо скальпель, либо тонкая плоская отвертка.
Прежде чем что либо делать дальше возьмите тонкое шило, и ткните в "+"вые пластины, если они от легкого нажатия превращаются в труху, то ополоснув шило содовым раствором данный аккумулятор ставим в сторону, и пишем крупными буквами у него на боку "УТИЛЬ". Да, их тоже принимают как и Автомобильные, правда в разы дешевле.
Далее в каждую баночку по очереди добавляем ОДИНАКОВОЕ количество дистиллированной воды, таким образом чтоб маты стали влажными, или над ними появилась тонкая водная гладь. Но не больше. Не перелейте воды, отобрать ее обратно будет не так просто.
Приблизительно вот так должны выглядеть маты. Распухшие и уверенно мокрые.
Далее даем аккумулятор постоять с полчасика-часик. И ставим на заряд. Если есть время, то оптимальный метод это метод Branimir'a. Если времени нет, то выбираем любой удобный вам метод ( раз или два) для свинцово кислотных аккумуляторов. Главное чтоб в конце были ограничения 14.7-14,8В, ток заряда не более 30% от емкости на этикетке. Ждем когда ток упадет либо до "0" либо до минимального значения которое может показать ваше зарядное устройство. Поднимать до 16.2В можете на своё усмотрение, я не поднимаю при работе с AGM. (Привет тем, у кого полностью автоматическое ЗУ без какой либо индикации кроме ярких светодиодиков). Следим за температурой, аккумулятор не должен сильно греться.
Когда ваш аккумулятор зарядился, выжидаем полчаса-час и ставим на разряд. В данном случае до 10.5В, током 0.7А. Записываем для себя данные ёмкости на данный момент. И ставим на повторный заряд.
Данный аккумулятор при разряде током 0.7А, до касания 10.5В отдал 5.52Ач.
После заряда даем отстояться 8мь часов и снимаем характеристики. Если не ведете отдельный файл учета, то стираем с крышки старые значения и наносим новые данные.
Перед закрытием пробок и крышки, проверяем чтоб маты оставались влажными, если нет, то можно добавить опять немного воды. Надеваем резиновые колпачки на баночки, и закрываем крышкой. Которую можно приклеить обычным скотчем, либо аккуратно запаяв в нескольких местах. Но с учетом того что его еще не раз будем открывать - скотч предпочтительнее.
Вывод: Если за подобным типом аккумуляторов регулярно следить, и обслуживать то они ходят довольно долго. Но, заниматься этим стоит если вам известна их судьба.
На практике из 10 принесенных на обслуживание оживает только один, реже два. Все дело в том, что если они долго работали с сухими матами, то происходит разрушение самих пластин, а это фатально.
Дополнение. Или - не зря я, не люблю брать в работу такие акб:
На сегодняшний день - 04.06.2020 симптомы повторяются. Тут либо с самим бесперебойником дела не очень (что мало вероятно), либо акб уже своё отжил (чему я больше верю, не смотря на бодрые значения замеров). Заказан новый. Этот уйдет на опыты.
Возможно, я делал что-то не так. Тогда с удовольствием выслушаю вас. В любом случае, утаивать финал истории считаю не честно по отношению к читателям. Дабы не было как во многих материал, что данные акб прекрасно и легко восстанавливаются.
UP2: нашел характеристики на данный акб.
Расчётная емкость:
- 7,00 АЧ/0,350A 20ч., 1.80 В/секция,25°C/77°F
- 6,53 АЧ/0,653A 10ч., 1.80 В/секция ,25°C/77°F
- 6,00 АЧ/1,2A 5ч., 1.75 В/секция,25°C/77°F
- 5,37 АЧ/1,79A 3ч., 1.75 В/секция,25°C/77°F
- 4,55 АЧ/4,55A 1ч., 1.60 В/секция,25°C/77°F
Максимальный ток разрядки 105A (5 секунд)
Внутреннее сопротивление Около 23 мОм
А на этом у меня всё. До новых встреч, и обсуждений в комментариях.
Официальный чат. И канал в Мессенджере. Присоединитесь чтоб быть всегда на связи.
Если было интересно поддержите статью лайком и подпиской на канал. Если есть что возразить, милости прошу в комментарии. Я открыт для общения и аргументированных споров. ;)