Искусство неолита
Время в первобытную эпоху шло медленно, но неотвратимо. Человек заселял всё большие пространства, изобретал новые орудия труда, начал осваивать скотоводство и земледелие. Палеолит сменился мезолитом, а затем наступила эпоха неолита.
С изменением образа жизни менялось мышление первобытных людей. Это находило отражение в искусстве. Живопись неолита, в сравнении с древнейшими наскальными рисунками, приобретает новые черты. Изображения теряют реалистичность и «достоверность», становятся более геометризированными и схематичными, больше похожими на знаки или символы. Зато в рисунках появляется сюжет, повествовательность, динамизм, а вместе с ними и композиционное построение. И, пожалуй, главное: доминирующее место в живописи теперь принадлежит образу Человека. Чаще всего это Человек-Охотник. Наряду с этим уже встречаются и изображения бытовых сцен, каких-то повседневных занятий людей той эпохи.
Период неолита – расцвет гончарного искусства. Чаще всего это изделия декоративно-прикладного искусства (ДПИ) – посуда, украшения, гребни, мелкая пластика, предметы домашней утвари и т.д.
К этому же времени относятся самые грандиозные и загадочные памятники первобытной культуры. Речь идет о первобытных архитектурных сооружениях, представленных каменными постройками, носящими общее название – мегали́ты (от греч. «мегас» - большой, «литас» - камень). Их размеры часто поражают воображение, а их предназначение до сих пор является предметом споров исследователей. Эти каменные неолитические памятники принято подразделять на три группы:
1. Менги́ры – каменные плиты, установленные вертикально. Иногда их украшают рельефы*. Встречаются отдельно стоящие менгиры, но, довольно часто, они образуют целые комплексы. Версии об их предназначении в основном сводятся к следующим:
а) «пограничные столбы»;
б) места жертвоприношений и проведения обрядов;
в) прообраз скульптурных изображений духов природы или духов предков.
2. Дольме́ны. Это сооружения, имеющие «стены» и «крышу» из каменных плит. Они не очень большие и напоминают домики, как их рисуют дети. Поскольку для жизни они явно были не пригодны, то, возможно, их использовали как места для хранения или захоронения умерших (своеобразные доисторические склепы), или в качестве «продовольственных складов».
3. Кро́млехи - самые сложные из неолитических сооружений. Чаще всего они представляют собой комплексы стоящих по кругу (или в определенном порядке) менгир размеры которых просто поразительны (весом до 50 тонн и до 20 метров в высоту). Мировую известность приобрел кромлех в Сто́унхендже (Англия) благодаря своей сложности, величине и неплохой сохранности. Для чего сооружались кромлехи сказать наверняка невозможно, предположений же существует множество, вплоть до самых фантастических. Сегодня учёными выдвигаются следующие наиболее правдоподобные версии:
а) кромлехи – это святилища или храмы, предназначавшиеся для проведения культовых обрядов и ритуалов;
б) возможно, что это древнейшие на земле обсерватории, возведённые для изучения движения небесных светил и их влияния на Землю;
в) скорее всего это места ритуальных погребений.
Таким образом, первобытное искусство, появившись как часть религиозно-магической практики, прошло длинный путь развития от чисто ритуально-утилитарного предназначения (способ выживания) до информативной (рисуночное письмо) и, наконец, собственно эстетической функции (различные украшения и предметы ДПИ). Отметим, что и сегодня оно ещё до конца не изучено и, вероятно, нас ждут новые открытия и интересные версии.
О первобытной культуре вы можете почитать и другие статьи автора, пройдя по ссылкам ниже :)
Первобытная культура. Откуда и что мы знаем о ней?
Во что верили и чему поклонялись наши предки?
Рождение искусства
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.