Вместе с развитием древнейших религиозно-мифологических представлений, изменяется мышление древнего человека и, как следствие этого, рождается искусство. Согласно археологическим исследованиям, первые образцы художественной деятельности человека появляются около 30 тысяч лет до нашей эры. Однако изучать их начали лишь в конце 19 века.
Научные исследования первобытного искусства начались с курьеза. В 1879 году испанский ученый-спелеолог (исследователь пещер) Марселино Санс де Саутуола обнаружил в пещере Альтами́ра (Испания, Кантабрия) изображения животных, которые покрывали все её стены и своды. Когда он объявил о своей находке учёным, то его признали… фальсификатором. В доисторическое происхождение этой живописи тогда никто не поверил. И лишь спустя полвека, дочь Саутуолы добилась признания подлинности найденных отцом свидетельств первобытной культуры.
Так, наличие искусства в первобытном обществе стало признанным научным фактом. Наскальные рисунки стали находить повсюду. Перечислим лишь самые известные места обнаружения первобытной живописи: это пещеры Альтами́ра в Испании, Ласко́ и Фон де Гом во Франции, Тасси́ли в пустыне Сахара в Африке, Ка́пова пещера на Южном Урале в России, и многие др. Отметим, что чаще всего такие образцы древней живописи располагаются в очень труднодоступных участках горных районов и, вследствие этого, имеют достаточно хорошую сохранность.
Но вот вопрос - для чего же человеку понадобилось искусство? Как искусство появилось и какие функции в те времена оно выполняло?
Если принять за аксиому тот факт, что главной задачей первобытного человека было выживание, то вряд ли можно представить, что человек стал расписывать своды труднодоступных пещер, преследуя цель украсить свой быт (эстетическая функция) или «порадовать» своих будущих потомков (то есть нас с вами) или для «собственного удовольствия» (гедонистическая функция). Подобное не соответствовало бы образу мыслей и образу жизни древнейшего человека.
Исследуя сюжеты и образы пещерной живописи, учёные сошлись во мнении, что в первобытные времена искусство выполняло ритуальную функцию и применялось в качестве практической магии. Поэтому оно воспринималось древнейшими людьми не как собственно искусство, а как один из способов выживания. То есть, было жизненно необходимо!
Большая часть наскальных рисунков изображает животных. Это доминирующий образ в искусстве палеолита. Животные написаны реалистично, зачастую с большим мастерством, а вот изображения людей, встречающиеся крайне редко - они схематичны, почти абстрактны. Множество изображений зверей не связаны между собой композиционно и сюжетно, более того, они часто перекрывают друг друга так, что создается впечатление, что каждый конкретный представитель фауны писался «на один раз», и после этого, рисунок утрачивал свою ценность.
Достаточно часто исследователи наскальной живописи находят изображения животных с сохранившимися следами ударов оружия (стрелы, копья, топоры и т.д.) или даже с нарисованными, как бы пронзающими тело зверей орудиями охоты. К палеолиту же относятся находки анималистической скульптуры и «макетов» животных. Они делались из камня, обработанного в форме тела какого-либо зверя, на который набрасывалась шкура и крепилась настоящая голова добытого на охоте зверя. Следы «охоты» на подобных скульптурах присутствуют тоже довольно часто.
Исходя из этого, учёными делаются предположения, что, изображая животного, человек словно овладевал частью его души и, таким образом, получал возможность воздействовать на него самого. В процессе обряда-ритуала происходила «виртуальная» охота, где самого зверя заменяло его изображение. В сознании первобытного охотника удача во время реальной охоты напрямую зависела от того, как она пройдет здесь и сейчас.
Такие ритуалы, как правило, были связаны не только с живописью или скульптурой. В них рождался весь комплекс искусств. Особенностью существования первобытного искусства (в отличие от современного) была его нерасчлененность на виды и жанры, так называемый синкрети́зм - когда изобразительное искусство, музыка, слово, танец, театральная пантомима, были частью единого магического действа и существовали неразрывно друг от друга.
Нет сомнений в том, что уже тогда существовала музыка. Археологи неоднократно находили древнейшие музыкальные инструменты – ударные, простейшие духовые и струнные. Можно предположить, что ритуал сопровождался не только музыкой и пением, но и произнесением заклинаний – прообраз искусства слова (литературы). Наверняка исполнялись танцы и разыгрывались сцены будущей охоты - зарождение театрального искусства. Но мы не можем о них сегодня судить, так как свидетельств всего этого не дошло до нашего времени. Поэтому рассуждать о первобытном художественном творчестве можно лишь на основании сохранившихся памятников изобразительного искусства.
Как же человек «открыл» возможность изображения чего-либо на твердой поверхности? Исследуя древнейшие образцы наскального искусства, учёные обратили внимание на часто встречающиеся отпечатки ладоней рук двух видов: след самой окрашенной ладони или её контур, обведённый краской. Кроме этого, сохранились проведённые пальцами рук древнего человека извилистые линии, оставленные на тогда ещё не затвердевшей глиняной поверхности. Такие «разводы» получили название «макароны». Возможно, что случайно оставленные рукой древнего человека следы и послужили «толчком» к рождению изобразительного искусства.
Как уже говорилось, образ человека в живописи палеолита не занимал значительного места. Однако это утверждение не относится к пластическому искусству, о чём свидетельствуют повсеместные находки скульптур, изображающих женщин. Их принято называть палеолити́ческими Венерами.
Появление таких изображений учёные связывают с Культом Великой Матери и с матриархатом, как следствием этого культа. И вот перед нами возникает очень узнаваемый, характерный женский образ: огромные грудь и живот, но плохо проработанные голова (зачастую отсутствуют черты лица), руки и ноги. Всё это указывает на то, что древний скульптор изображал не женщину как таковую, а лишь пытался изобразить её главную функцию, предназначение – быть матерью, продолжательницей рода. В таком случае, изготовление таких скульптур тоже носило религиозно-магический характер, рассматривалось как возможный способ выживания рода или племени через обращение к Духу Плодородия посредством искусства.
Вам интересно, как развивалось первобытное искусство в последующие периоды? Как отражались в нём изменения в жизни человеческого общества? Об этом читайте в следующей статье.
О первобытной культуре вы можете почитать и другие статьи автора, пройдя по ссылкам ниже :)
Первобытная культура. Откуда и что мы знаем о ней?
Во что верили и чему поклонялись наши предки?
Что такое стоунхендж?
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге