Найти в Дзене
Владимир Зима

Когда кнут и пряник бесполезны

Сегодня я решил посмотреть ролики бизнес-тренеров про мотивацию. Просмотрел много. И с удивлением обнаружил, что большинство их содержат в себе информацию о том, как создать мотивацию в сотруднике. О том же, что чаще всего руководитель должен приложить усилия для того, чтобы его сотрудник не потерял уже имеющуюся, почти не говорят.

Может быть это следствие того, что большая часть тренеров специализируется на продажах и переносит этот опыт на вопросы управления, при этом не имея собственного управленческого опыта. Может быть в их тренингах участвуют по большей части исполнители, которые пришли не учиться руководить, а найти способ преодолеть собственную апатию. Не знаю. А вот посыл этот, если честно, я нашел несколько опасным.

По сути заявляется (в духе теории Х МакГрегора), что люди не хотят работать и кроме как заставлять у начальника выхода нет. Но тогда зачем же создавались теории Y и Z? А самое главное - зачем развивалось наше общество?

По моему опыту, созданием мотивации нужно заниматься только в ситуации изменений. То есть, когда раньше человек чего-то не делал, а теперь должен делать. Или наоборот, чтобы не делал чего-то. То есть, инструменты создания мотивации нужно применять очень своевременно.

Но изменения хоть и являются важной частью рабочего процесса, поддержания существующих процессов никто не отменял. Именно на них и держится организация. А значит, большую часть внимания нужно направлять на поддержание уже существующей мотивации. То есть, на то, чтобы не допускать демотивации.

Множество людей любит свою работу и хотело бы выполнять ее наилучшим образом. Именно поэтому в организациях постоянно разгораются конфликты по поводу полномочий, ресурсов и тому подобного. И далеко не всегда эти конфликты основаны на чьем-то желании брать откаты или получать другую материальную выгоду. Чаще всего они возникают из-за желания людей реализоваться. Поэтому фраза "Нам ничего не дают делать" или "Надоело работать в корзину" звучат регулярно. А вот фразы: "Ужас. Нас заставляют делать полезную работу" я не слышал ни разу (хотя... наверное слышал от грузчиков).

И это может означать только одно. Наибольший авторитет получит руководитель, который умеет сохранять в людях уже существующие стремления. А не тот, кто непрерывно манипулирует сотрудниками, пробуя на них разные "мотивационные" инструменты.

А в этом ролике подробнее о нематериальной мотивации: